Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ГАБАРА парусное, одно- или трёхмачтовое грузовое судно, применявшееся в основном французами на Средиземном море до начала XIX в. Иногда использовалось как транспортное военное судно и имело на борту несколько пушек. Габарой во Франции также называли небольшие морские и речные плоскодонные грузовые баржи. В России габары строились в конце XVIII в. на Чёрном море и имели длину до 37 м, ширину - около 10 м и осадку - порядка 4,8 м. По некоторым данным, габара являлась первым чисто арабским судном на Средиземном море, впоследствии заимствованным европейцами.
ГАБАСС небольшое судно Северной Европы с парусным вооружением кеча.
ГАЗОВОЗ танкер (см. танкер), предназначенный для перевозки сжиженных газов. Это, пожалуй, самые сложные современные суда. Они приспособлены для перевозки грузов при очень низких температурах или высоком давлении. Газовозы относят к группе танкеров, поскольку газы перевозятся в сжиженном виде. Однако устройство этих судов не имеет ничего общего с танкером. Грузовые помещения газовоза - это танки различной формы (от прямоугольной со скруглёнными гранями - до сферической) и конструкции, способные удерживать высокое давление и низкие температуры. Основной груз газовозов - природный газ (LNG), попутный нефтяной газ (LPG) и аммиак. Первоначально (в 1929-1953 г.г.) сжиженные газы перевозились на переоборудованных танкерах и сухогрузах. Первое специально построенное судно для транспортировки сжиженного газа вместимостью 670 м³ появилось в США в 1953 г. Первый отечественный газовоз также был получен в 1960 г. в результате модернизации танкера типа Казбек путём установки на палубе 21 железнодорожной цистерны суммарным объёмом 1070 м³. В настоящее время строятся комбинированные газовозы, приспособленные для одновременной перевозки сжиженных газов и др. грузов наливом (нефти, химикатов). Грузовместимость современных газовозов может достигать 35000 м³. Их скорость хода порядка 20 уз. ГЭУ, как правило, дизельная.
ГАЗОВОЗ
Болгарский газовоз смешанного плавания типа Bulmarker-I.
В 2003 г. в Варне это судно было переоборудовано в сухогруз из судна смешанного плавания пр. 797. Эксплуатируется на р. Дунай и Чёрном море, транспортируя сжиженный газ из румынского порта Констанца в порты Болгарии.
ТТЭ: дейдвейд - 1252 т; валовая вместимость - 2082 BRT; 88,12×12,0×3,0 м; 4 грузовых танка суммарным объёмом 2138 м³; 2 ДД суммарной мощн. 1600 кВт; эксплуат. скорость хода - 12,5 уз; экипаж - 14 чел.
ГАЙ-БАО или гей-бао - рыболовное и транспортное судно, распространённое в XIX XX в.в. в Южно-Китайском море. Из трёх мачт с оснасткой гуари - две носовые были существенно короче кормовой. Судно имело почти круглую форму шпангоутов, сильно срезанный форштевень и ахтерштевень, его длина составляла около 10 м.
ГАЙ-БАО
Гай-бао.
ГАЙ-ЮС парусное судно Вьетнама, напоминающее джонку, использовавшееся до недавнего времени, главным образом, для рыболовства. Имело плоскодонное днище, высокие почти вертикальные борта. На мачте, установленной посредине судна (на двухмачтовом гай-юсе обе мачты - в носовой половине судна), поднимали большой прямоугольный парус наподобие рейкового. Иногда для увеличения поперечной остойчивости имелся аутригер со смещаемыми в зависимости от силы ветра камнями. Длина судна колебалась от 12 до 15 м.
ГАЙАССА НИЛЬСКАЯ особый тип современного египетского парусника: корпус типа дао, а паруса - латинские. Мачта под грот-парус стоит по диагонали к фок-мачте, и она длиннее всего судна в 1,7 раза. Такие огромные мачты должны иметь хотя бы две составные части. В отличие от дао, они слегка отклонены назад. Представляет собой широкое судно с плоским дном, что особенно важно ввиду многочисленных отмелей на Ниле. Собирается из коротеньких досок акации и сикоморы, точно так же, как собирали корабли во времена фараонов. Носовая часть сильно поднята до 90° по отношению к корпусу. Руль необычной длины, характерен для всех египетских кораблей. Гайассы оснащаются бензиновым двигателем.
ГАЛЕАС от итал. слова galeazza - большая галера.
1. Парусно-гребное судно типа большой галеры, входившее в военные флоты европейских стран в XVI-XVIII в.в. (хотя первые сведения о них появились ещё в XII в.). Галеас имел один ряд весел с каждого борта (до 10 гребцов на весло), три мачты с тремя косыми парусами, в корме два больших рулевых весла, две палубы (нижняя - для гребцов, верхняя - для солдат и пушек). Артиллерийское вооружение корабля могло насчитывать 70 пушек различного калибра и камнемётов, а экипаж - свыше 800 человек. Галеас был оснащён надводным тараном. Впервые такие корабли применили венецианцами в 1571 г. в сражении при Лепанто. Их длина достигала 80 м, а ширина - 16 м.
ГАЛЕАС
Галеас XVI в.

2. Небольшое транспортное и рыболовное двухмачтовое парусное судно, применявшееся в XVIII-XIX вюв. в морях Северной Европы. Имело большую грот-мачту и короткую бизань-мачту, гафельное парусное вооружение, стаксель и кливер. Позже добавились брамсель и широкий фок. Его длина составляла 30 м, ширина - 6 м, а осадка - 2,5 м. Грузоподъёмность колебалась от 50 до 130 т.
ГАЛЕАС
Галеас XIX в.
ГАЛЕРА XVI-XVIII В.В. парусно-гребное военное судно. Золотой век галер пришёлся на XVI XVIII в.в., когда их стали украшать золотом и пурпуром, а галерные офицеры набирались из самой знатной аристократии. Сами корабли и их весла непрерывно увеличивались в размерах. Но в то же время внутри галеры, в межпалубном пространстве, где сидели прикованные к скамейкам гребцы, условия были крайне тяжёлые. К XVII в. длина галерного весла достигала 15 м, а его вес превышал 250 кг. Одному человеку было не под силу работать с ним. В XVII в., например, каждое из весел обслуживали по восемь человек. Впоследствии длина весел увеличилась до 60 м и более. При соотношении длины к ширине порядка 9:1 и при очень могучих вёслах (26 по каждому борту) галеры достигали очень высоких скоростей. В XVI в. галеры были в основном двухмачтовыми. Одна мачта располагалась в носовой части судна, другая - посередине. В XVII в. добавилась третья мачта, но она оказалась неэффективной. На корме галер той эпохи ставили на полуюте комфортабельную жилую надстройку для командира и офицеров. На полубаке размещали пушечную батарею, которая, в зависимости от размеров галеры, могла иметь от трёх до семи 24- и 36-фунтовых пушек. По бортам ставили наиболее лёгкие из них. Крупнейшее морское сражение с участием галер произошло 7 октября 1571 г. при Лепанто, когда 273 турецкие галеры вступили в бой с 210 галерами объединённого флота Венеции, Генуи, Ватикана и Испании. С каждой стороны сражалось по 80000 человек. Союзный флот вышел победителем в основном благодаря галеасам, которые могли вести огонь через портики обоих бортов.
ГАЛЕРА ВЕНЕЦИАНСКАЯ парусно-гребное судно Венеции XV-XVI в.в., для которого в качестве образца послужила римская либурна. Представляло собой низкобортное судно с хорошими ходовыми качествами под вёслами. В качестве вспомогательного средства для движения оно носило косые (латинские) паруса на одной или двух мачтах. Отличительная особенность галер - длинные реи, в некоторых случаях почти равные длине самого судна. Паруса перед боем убирались. Длина галер доходила до 40 м, ширина - до 5 м, а осадка - до 1,9 м.
ГАЛЕРА ВЕНЕЦИАНСКАЯ
Галера венецианская XV в.
ГАЛЕРА КОННАЯ парусно-гребное военное судно российского флота. Использовалось для перевозки лошадей, десантных войск и различных грузов.
ГАЛЕРА РЕЧНАЯ парусно-гребное военное судно российского флота. Использовалось для действий на реках. Иногда галера была плоскодонной и без мачт.
ГАЛЕРА СРЕДНЕВЕКОВАЯ парусно-гребное военное судно, прямой потомок дромона. Оно появилось в конце X в. в торговых флотах итальянских городов-республик. Название происходит от названия рыбы галеос, которая имела форму шпаги (у галеры был длинный бушприт с острием, обшитым блестящей латунью). В XII в. галера имела два яруса весел - это тоже традиция дромона. По каждому борту располагалось 21 весло. В XIII в. такие галеры сошли со сцены. Начиная с XII в. гребцов уже рассаживали не по ярусам, а по рядам. Весло проходило в отверстие специальной боковой балки без уключин. Весла стали располагать не на равных расстояниях друг от друга, а группами: сначала по два весла в группе, потом - по три. На каждой скамейке размещалось по два или три гребца. Посередине судна был помост для надзирателей. Галера, в которой группы составлялись из трёх гребцов, называлась триерой и имела по каждому борту 40-44 весла. У ранних галер на корме оставались закруглённые металлические острия, а в XIII в. вместо них стали ставить офицерскую каюту. Первые галеры были одномачтовые, но в XIII в. добавилась ещё одна мачта, причём обе они несли огромный латинский парус. Реи этих парусов имели длину почти такую же, как вся галера. Вместе с тем, паруса считались вспомогательным средством передвижения, а главным были весла. Во время сражения паруса свёртывали, а рею крепили к палубе цепью. До появления артиллерии главным оружием галер был заострённый бушприт. Он мощным ударом вспарывал борта кораблей противника и ломал их весла. Отношение длины галеры к её ширине составляло 6:1, так что, если её длина достигала 40 м, то ширина - 6,5 м, при этом осадка могла превышать 2 м. Руль на ахтерштевне галер появился только в XV в. На вёслах галера могла достичь скорости 7 уз. В России галерный флот был создан Петром I и просуществовал до 1828 г. Русские галеры имели до 50 весел и до 20 пушек. Число этих кораблей в отдельные годы насчитывало 200 единиц.
ГАЛЕРА ФРАНЦУЗСКАЯ или королевская галера - французская боевая галера эпохи царствования Людовика XIV. Она отличалась исключительной роскошью отделки корпуса снаружи и офицерских помещений. Все это делалось в подражание королевской галере La Royal, корма у которой была целиком позолочена. Эта королевская галера имела 34 весла по каждому борту. Данный тип кораблей в то время не имел уже никакого значения, но французский военный флот сохранил их только потому, что офицерские должности на галерах традиционно принадлежали представителям аристократических семей.
ГАЛЕЯ от итал. слова galea.
гребное судно, распространённое в VII-XII в.в. на Средиземном море для посыльных и разведывательных целей. Являлось предтечей галеры. На Руси известны с XII в. Применялись в качестве транспортных судов в Казанском походе Ивана IV (1552 г.). Длина судна достигала 50 м, а ширина - 6 м.
ГАЛИОН ВОЕННЫЙ XVI В. до начала XVI в. не было разделения судов на военные и торговые. Все каравеллы, караки и первые галионы несли пушечное вооружение независимо от того, была ли их задачей чисто боевая операция или перевозка грузов и людей. В случае войны количество пушек на судне увеличивали. Но вскоре после появления галионов началась эпоха подразделения судов на военные и торговые. Дело в том, что пушки занимали очень много места, и если судно было коммерческим, то это обходилось ценой недобора груза, а значит, и прибыли. Важную роль сыграло здесь также изобретение и внедрение откидных портиков по бортам. Теперь пушки ставили не только на верхней палубе и надстройках, но и на нижних палубах. Это удвоило огневую мощь, но снизило прочность бортов, так что пришлось разработать средства и способы усиления каркаса корабля, а затем и наружной обшивки. Испанские военные и торговые галионы имели длину 40 м и ширину 10 м. Английский военный корабль Henry Grace de Dieu - личный галион короля Генриха VIII, который в народе называли «Большой Генрих», имел 70 м в длину. Он был вооружён 150 пушками, а экипаж насчитывал 700 человек. Четыре мачты были оснащены тремя ярусами парусов. Henry Grace de Dieu был построен в 1514 г.
ГАЛИОН ВОЕННЫЙ XVI в.
Британский галион XV в.

По водоизмещению он был самым крупным боевым кораблём своего времени. Этот галион участвовал лишь в одном сражении, но главное - он послужил образцом для строительства последующих военных галионов британского флота. Новую серию таких кораблей начал кораблестроитель Метью Бейкер. Суда имели длину 43 м и ширину 11,5 м. Они несли 80 пушек, включая совсем малый калибр. Когда Елизавета I возвела пирата Френсиса Дрейка в рыцарское достоинство, король Испании Филипп II счёл это личным оскорблением и вызовом, брошенным всей Испании. В 1588 г. в надежде покарать Англию он снарядил свой знаменитый военный флот, который назывался «Непобедимая Армада». В него входили 160 кораблей, экипажи которых насчитывали 27000 человек. Британский флот во главе со своим флагманом Ark Royal («Королевский ковчег») имел столько же кораблей, но они были поменьше. Собственно говоря, англичанам ничего не оставалось, как срочно приспособить свои торговые суда для военных целей. Но зато перевооружение удалось как нельзя лучше. Каждый из британских кораблей количеством пушек, их дальнобойностью и возможностью вести огонь во все стороны, а также огневой мощью превосходил испанцев. И, хотя в бою участвовало всего 15000 англичан, они разгромили «Непобедимую Армаду» благодаря превосходству в тактике. Это событие положило конец испанскому превосходству в морях и океанах. Ark Royal (флаг лорда Говарда Эффингемского) имел водоизмещение 813 т (37×8,7×4,8 м) и нёс 16 18-фунт., 12 9-фунт. и 22 лёгких пушки. Экипаж галиона насчитывал 260 человек.
ГАЛИОН ВОЕННЫЙ БРИТАНСКИЙ XVII В. в XVII в. британский военный корабль рассматривался как миссионер, представитель политической мощи своей страны. Sovereign of the Seas, построенный по капризу короля Карла I, в соответствии с чертежами главного конструктора флота Финеаса Пета, был самым большим и красивым галионом своего времени. Он вошёл в строй в 1637 г. и считается самым мощным кораблём англичан того времени, т.к. являлся первым в мире трёхдечный кораблём, который при водоизмещении около 1700 т (53×15,3×6,1 м) нёс в общей сложности 126 различных пушек. Исходя из этого, некоторые специалисты классифицируют Sovereign of the Seas как линейный корабль. Хотя этот галион опередил свою эпоху, так как его строительство происходило на основе расчётов прикладной математики и геометрии, тем не менее, плавучесть и недостатки конструкции корабля смогли увидеть и оценить только после спуска на воду. Несколько раз Sovereign of the Seas перестраивали. Определённые изменения претерпело и парусное вооружение. В 1651 г. исчезла четвертая мачта, но зато появился четвёртый парус, который назвали королевским парусом. В результате две первые мачты несли три больших прямоугольных паруса каждая, и маленький королевский парус, бизань-мачта несла большую бригантину и марсель, а бушприт - ватер-бакштаг и прямоугольный парус. Sovereign of the Seas, вероятно, был самым разукрашенным кораблём в истории мореплавания. В сущности, он представлял собой ни с чем несравнимое произведение искусства. Резьбу, скульптуру и роспись собственноручно выполнял Ван Дейк. Нос и корма были насыщены скульптурами, барельефами, многоцветной раскраской и позолотой. Более всего украшений пришлось на корму, где были позолоченные статуи, изображавшие Нику рядом с Посейдоном верхом на морском коньке, и Зевсом, восседающим на орле. По бокам этой группы были поставлены статуи Геракла и Язона. В конце XVIII в. британское адмиралтейство запретило такие украшения судов из-за горючести материалов. Возможно, такое решение отражало политическую ситуацию, сложившуюся после падения Карла I и провозглашения буржуазной республики. Тогда Sovereign of the Seas лишился своих украшений. После реставрации монархии в 1660 г. он был переименован в Royal Sovereign. Судьба этого корабля оказалась печальной. В 1695 г. он сгорел в доке в результате пожара, вспыхнувшего от одной единственной свечки.
ГАЛИОН ВОЕННЫЙ БРИТАНСКИЙ XVII В.
Британский галион Royal Sovereign.
ГАЛИОН ВОЕННЫЙ ГАНЗЕЙСКИЙ парусный корабль Ганзейского союза. В XIV-XV в.в. Ганза не имела специальных военных кораблей, но её торговые суда были вооружены пушками. Сначала их ставили только на те суда, которые имели полуют и полубак, позднее - также и на верхней палубе, между полуютом и полубаком. Но когда на галионах появились задраиваемые портики, Ганза приступила к созданию собственного военного флота. Adler, приписанный к порту Любек и спущенный на воду в 1566 г., стал флагманом ганзейского военного флота. На этом галионе было 122 пушки и около 1000 человек экипажа. Из всех ганзейских судов он был самым большим. Парусное вооружение Adler повторяло оснащение испанских военных галионов: по три прямоугольных паруса на двух носовых мачтах; по одному латинскому парусу на каждой из двух кормовых мачт и прямоугольный парус на бушприте. До Adler ганзейские суда никогда так не оснащались. Носовые мачты состояли из трёх частей, соединённые двумя марсами для наблюдателей. Архитектура корпуса и подводной части у Adler напоминала архитектуру британского Ark Royal. Полуют у него был высокий и удлинённый, а полубак также высокий, но короткий. Платформа полубака оканчивалась головой дракона. Пушки устанавливались на верхней и обеих нижних палубах, полуюте и полубаке. Adler имел очень высокие борта: от киля до планширя полуюта - 21,5 м, форштевень - 14,1 ми ахтерштевень - 11,5 м. Длина киля составляла 39 м, высота грот-мачты - 62,1 м. Уменьшенную модель этого парусника можно видеть в Морском музее города Росток. Через 100 лет мощь ганзейского флота стала быстро угасать и вскоре вовсе исчезла, так как мореплавание по Балтийскому, Северному и Средиземному морям все больше теряло своё прежнее значение, уступая первое место в мировой торговле трансокеанским перевозкам. Ганзейская морская торговля вытеснялась мало-помалу голландскими и британскими торговыми флотами.
ГАЛИОН ВОЕННЫЙ ГОЛЛАНДСКИЙ XVII В. парусный корабль. Большинство голландских кораблей того времени имели две палубы, кроме De Zeven Provincien - галиона, прославившегося в ходе четырёхдневного сражения с англичанами, происходившего с 11 по 14 июня 1666 г. (флаг командующего флотом адмирала де-Рюйтера). Он своими действиями, совместно с другими голландскими кораблями, уничтожил британскую эскадру. При водоизмещении 1427 т (62×13×6 м) корабль имел три палубы, на которых размещалось 100 пушек, а экипаж насчитывал 750 человек. De Zeven Provincien был оснащён тремя мачтами и бушпритом, которые несли 10 парусов. Две носовые мачты несли по три прямоугольных паруса, бизань-мачта - латинский и прямоугольный паруса, а бушприт - небольшой прямоугольный (ватер-бакштаг) и большой прямоугольный паруса. Выгиб кормы был выполнен в классическом голландском стиле, именовавшемся «амфорическим» из-за множества арок и полуарок на нижней галерее. На верхнем срезе кормы, закрашенным красным, были изображены гербовый щит и два льва по его сторонам. Головы львов украшались короной (на голландских торговых судах львы не имели короны). На корме также находились пять больших ниш для размещения бойцов.
ГАЛИОН ВОЕННЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ XVII В. самый большой военный французский галион Couronne. Её построили через год после британского Sovereign of the Seas. Заслуга создания французского военного флота тех времён принадлежит кардиналу Ришелье. Couronne считалась самым крупным кораблём своего времени. Его парусное оснащение было точно таким же, как на шведском Waze, но общая площадь парусов была больше. При водоизмещении почти 2000 т (72×14,9×6,5 м) судно несло 72 пушки, а его экипаж насчитывал 700 человек. Галион был трёхдечный и имел сплошные палубы. Корма была длиннее, чем у Sovereign of the Seas, и украшалась статуей Геркулеса, убивающего лань. Три огромных ниши на корме вмещали по 10 человек каждая. В 1669 г. при короле Людовике XIV был построен ещё один военный корабль, трёхъярусная корма, которого копировала три яруса Парижской оперы. Гигантское скульптурное панно на корме изображало самого Людовика в виде Аполлона на античной колеснице. Это судно было названо Soleil Royal. В ту пору англичане уже начали отказываться от излишних украшений на военных кораблях, но французы проявили в этом вопросе большое упорство. Один из их военных галионов, построенный в 1670 г., имел на корме 27 скульптур выше человеческого роста. Надо сказать, что капитаны кораблей не любили этот лишний груз и, как только судно выходило в море, приказывали выкидывать статуи в воду без всякой жалости.
ГАЛИОН ВОЕННЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ XVII В.
Французский галион XVII в.
ГАЛИОН ПИРАТСКИЙ И ТОРГОВЫЙ (ИЛИ ИСПАНСКИЙ) XVI В. парусный корабль, появившийся в Испании в XVI в. как новый тип судна, происходящего от южноевропейских карак. Это был большой транспортный галион, приспособленный и для военных действий. Его водоизмещение доходило до 1000 т, длина - до 40 м, ширина - до 10 м, а осадка - до 5 м. Но при этом корпус был уже, чем у караки. Испанский галион явился поворотным моментом кораблестроения, так как с их появлением большие суда начали приобретать изящную форму. Венцом развития этой линии парусных судов стали впоследствии клипера. Создание крупного судна, с хорошей манёвренностью и способного к длительным рейсам в открытом море, было продиктовано жизненно важными требованиями морского судоходства между Испанией и её американскими колониями. Все возрастающее количество колонистов и солдат отправлялось в Америку, а это требовало хоть сколько-нибудь пригодных жилых помещений на судне. Эти помещения организовывали в надстройках. В частности, был резко увеличен полуют, достигший семи ярусов жилых помещений. Носовая оконечность отличалась длинной, высоко поднятой платформой, называвшейся галион (galion). Она имела искривление и заострение на конце. Галион вооружался тремя-четырьмя мачтами. Две носовые из них несли прямоугольные, а кормовые - латинские паруса. К испанскому галиону крепили бушприт с вантами, которые соединяли его с фок-мачтой. Этот бушприт нёс парус ватер-бакштаг и малую мачту на своём конце. У трёхмачтового галиона две носовые мачты были составными из двух частей, а третья - из трёх частей и несла салинги с так называемыми «сорочьими гнёздами». Эти суда специально предназначались для транспортировки больших объёмов золота и серебра, а потому их тщательно вооружали тяжёлыми пушками для защиты от французских, голландских, и в особенности английских пиратов. Самым знаменитым и грозным из них был англичанин Френсис Дрейк. Он на галионе Golden Hind (Золотая лань) с 1577 г. по 1580 г., вторым после Магеллана, совершил кругосветное путешествие. Галионы британских корсаров были меньше испанских коммерческих судов, но имели менее глубокую осадку и более высокую скорость. Помимо того, их вооружение было более мощным и разнообразным, а пушкари более искусные. В 1581 г. британская королева Елизавета I повелела установить Golden Hind в сухом доке в Дептфорде в качестве национального памятника. Он просуществовал всего несколько десятилетий. В 1968 г. британцы сделали копию этого памятника и пришвартовали в Бриксхеме, где она стоит и по сей день. В 1972 г. американцы построили такое же судно, которое совершило через два года плавание из Великобритании до Сан-Франциско, где и выставлено сегодня в Морском музее. Длина Golden Hind с кормовым галионом составляла 32 м, ширина - 7 м, а осадка - 2,8 м. Вооружение корабля насчитывало 14 18-фунт., 12 9-фунт. и передвижных пушек меньшего калибра, которые располагались на верхней палубе. Экипаж насчитывал 146 человек.
ГАЛИОН ТОРГОВЫЙ XVII В. голландский грузовой парусный корабль. Самую большую выгоду от поражения Испании на море и упадка Ганзы извлекли голландцы. Как в древние времена финикийцы, так и голландцы проявили свой коммерческий гений. Благодаря искусности своих кораблестроителей и моряков, они уже в XVIII в. имели самый мощный в мире торговый флот. Голландцы построили совершенно новый тип грузового галиона с малой осадкой, что имело огромное значение для тинистых вязких грунтов побережья их страны. Эти суда отличались меньшей шириной и ёмкостью, зато были длиннее других галионов. Их основным отличием стала длинная палуба с гораздо менее приподнятыми полуютами. Слишком высокий полуют уменьшал манёвренность и скорость судна. Трансокеанские голландские торговые галионы были снабжены пушками или лёгкой артиллерией для защиты от пиратов. Паруса, как правило, были несменяемые. На двух носовых мачтах крепились три прямоугольных паруса, на бизань-мачте - бригантина и маленький прямоугольный марсель.
ГАЛИОН ШВЕДСКИЙ по примеру короля Англии Карла I, шведский король Густав II Адольф приказал построить корабль, олицетворяющий морское могущество державы. Такой галион был построен и назван Waza. Спуск его состоялся в 1628 г., за девять лет до спуска на воду британского Sovereign of the Seas. Корму украшали гербы королевской династии Ваза, резные изображения мифологических героев и исторических знаменитостей. При водоизмещении порядка 1400 т (64×11,7 м) корабль нёс 68 различных пушек, а его экипаж насчитывал 450 человек, включая солдат. По специальному распоряжению короля корпус был сделан очень узким, а осадка сравнительно небольшой. Это королевское вмешательство в кораблестроение имело роковые последствия. При узком корпусе и малой осадке, имея на борту 68 пушек, многие из которых были установлены на верхней палубе, на полуюте, полубаке, с мощнейшим и тяжёлым парусным вооружением Waza, естественно, обладал малой остойчивостью. Корабельные конструкторы той эпохи вообще работали в основном чисто эмпирически, не проверяя будущей остойчивости строящегося судна ни расчётами, ни на моделях. Нередко приходилось также наглухо заделывать порты, чтобы забортная вода не проникла в трюм. Вот именно такой недостаток, помимо всего прочего, о чем сказано выше, был присущ и Waza. После торжественного спуска на воду он поднял все паруса и вышел в море. На борту было 150 моряков, много семей командного состава и 300 солдат. В момент салюта всеми орудиями одного борта налетел внезапный шквал. Ветер со страшной силой ударил в паруса именно в ту секунду, когда выстрелили все пушки одного борта. Несчастный корабль лёг на борт, вода хлынула в открытые пушечные порты и в течение нескольких минут он ушёл под воду. По счастливой случайности, основная часть экипажа в это время находилась на верхней палубе. Подоспевшие от берега шлюпки сумели их спасти. Все же 50 человек погибли. При погружении судно приняло вертикальное положение и прочно село на дно, зарывшись килем в песок на глубине 30 м. Так оно простояло 334 года. В 1959 г. началась операция по подъёму затонувшего Waza, которая продолжалась до 1962 г. Поднятый корабль оказался в хорошем состоянии. В настоящее время он размещён в сухом доке в Стокгольме, представляя собой единственный сохранившийся для потомков галион XVII в. В его офицерских сундуках и матросских вещмешках в целости сохранилось все то, что брали в то время моряки с собою на борт. Из 68 пушек, которыми был вооружён Waza, удалось обнаружить только три.
ГАЛИОТ или галиота или гальот, от французского слова galiote.
1. Небольшая, быстроходная галера первой половины XIII-XVII вв., приспособленная для метания греческого огня. Имела 19-25 пар весел и одну мачту с большим рейковым треугольным парусом. Галиоты были наиболее распространены у османских пиратов Средиземноморья. В военных флотах кроме грот-мачты имели съёмную фок-мачту. Вооружение состояло из камнемётов, позднее - из лёгкой артиллерии.
2. Небольшое транспортное двухмачтовое судно, распространённое в Германии, Нидерландах и скандинавских странах в XVIII-XX вв., преимущественно для прибрежного плавания. Деревянные, острокильные с клиперным носом и закруглённой кормой, имели шверцы, грот-мачту с прямым вооружением. Длина такого галиота достигала 22 м, ширина - 6 м, осадка - 1,9 м, а вместимость - порядка 80 т.
ГАЛИОТ
Транспортный галиот XVIII в.
3. В России галиот впервые был построен в 1581 г. в Новохолмогорском посаде (Архангельск). В XVIII в. они числись в составе Балтийского и Черноморского флотов, а также Азовской, Каспийской и Сибирской флотилий. Последний галиот погиб в 1915 г. Длина отечественных галиотов колебалась от 14 до 24 м, а ширина достигала 7 м.
4. В Германии после Первой мировой войны строили стальные парусно-моторные галиоты. Они имели плоскодонный корпус, с прямым форштевнем и эллиптической кормой, снабжались шверцами. Длина таких судов достигала 28 м, ширина - 6,7 м, осадка - 2,2 м, а вместимость - 140 BRT.
ГАНЬЯ парусное судно арабских купцов для плавания в Персидском заливе и вдоль восточного побережья Африки. Имела наклонённый форштевень и высокую корму. Наклонённая назад грот-мачта и вертикальная бизань-мачта несли косые паруса, иногда имела три мачты. В настоящее время изредка встречаются в Красном море и Персидском заливе. Длина современного ганья достигает 30 м, ширина - 7 м, а высота надводного борта - 3,5 м.
ГАРДКОТ от двух франц. слов garde - охранять и coteберег.
1. Небольшое сторожевое судно, применявшееся для охраны побережья в XVIII в. во Франции.
2. Гребная шлюпка с небольшой пушкой на носу, применявшаяся в России для охраны торговых караванов на реке Волге в XVIII-XIX вв.
ГАРОО-КУ рыболовная одно-, двухмачтовая лодка особого способа килевой постройки, распространённая в XIX-XX в.в. в бассейне Индийского океана. Горизонтальный киль распространялся всего на одну треть длины судна в средней части. В оконечностях он поднимался к штевням, особенно высоко к форштевню. Наибольшая ширина была значительно смещена в корму. Судно оснащалось парусом наподобие латинского. Его длина колебалась от 15 до 25 м.
ГАУ парусно-гребное судно Италии XV в. Несло латинский парус.
ГАУЛА финикийское торговое и грузовое судно.
ГДОВКА по названию г. Гдов.
небольшое парусно-гребное промысловое судно, конца XIX в. на русском побережье Финского залива и Чудского озера.
ГЕКБОТ от двух голланд. слов - hoek - рыболовный крючок и boot - лодка.
до XIV в. рыбацкая лодка, а затем парусное военное судно. В России находилось на вооружении Каспийской военной флотилии в первой половине XVIII в., которое использовалось для посыльно-сторожевой службы. Всего в 1722-1754 гг. было построено около 100 таких судов. Их длина достигала 30,5 м, ширина - 8,3 м, а высота надводного борта - 3,7 м.
ГЕКБОТ
Гекбот русского Императорского флота.
ГЕККАЙДЕКЕРА 16-рядное древнегреческое судно, строившееся примерно в I в. до н.э.
ГЕКСЕРА тип финикийского судна, построенного в 300-е гг. до н.э. Гексера, вероятно, имела заострённые штевни.
ГЕЛИДОНЬЯ условное название самого древнего из всех до сих пор обнаруженных судов (примерно XIII в. до н.э.). Судно нашли в 1958 г. местные рыбаки в Средиземном море у мыса Гелидонья на юго-западном побережье Турции (зал. Анталья). В 1960 г. экспедиция под руководством Дж. Басса и Фр. Дюма приступили к раскопкам объекта. Необычным оказался груз корабля - более тонны бронзы и меди: бронзовые слитки с клеймами в виде диска или распластанные шкуры быка. Орудия труда - топоры, мотыги, кирки, лопаты и т.д., инструменты для обработки металла (бронзовый пуансон, каменные молотки, наковальни, шлифовальные камни), набор гирь и игральные карты. Длина судна составляла около 9 м, а ширина - 2 м. Плавало оно в эпоху Троянской войны и похождений Одиссея. В настоящее время выставлено в Бодрумском музее подводной археологии (Турция).
ГЕМАМ парусно-гребной мелкосидящий корабль шведского шхерного флота. В России такие суда строили в 1790-1823 г.г. Они были плоскодонными и трёхмачтовыми. Использовались в Балтийском море и предназначались для высадки крупных десантов и доставки больших партий провианта приморским крепостям. Гемам имел оснастку фрегата, из-за чего его часто называют гребным фрегатом. Длина судна колебалась от 40 до 44 м, ширина достигала 11 м, а высота надводного борта - 2,6 м Вооружение доходило до 40 лёгких пушек.
ГЕПТЕРА тип финикийского судна, строившегося в III в. до н.э.
ГЕССОРЕТА древнегреческое судно. Разновидность ории.
ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЕ СУДНО или судно гидроакустического наблюдения - специальное судно ВМС (ВМФ), предназначенное для оценки шумов, создаваемых боевыми кораблями. Снабжено разнообразной гидроакустической аппаратурой. Основные задачи: паспортизация гидроакустических характеристик кораблей - спектральных, временных, статистических параметров шумов, создаваемых ими при движении и на стоянке; определение отражательной способности объектов при различных углах атаки и частотах облучения на разных скоростях движения.
ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЕ СУДНО
Судно гидроакустического наблюдения с малой площадью ватерлинии (СМПВ) ВМС США T-AGOS-19.
В 1988-1992 гг. по заказу ВМС США на верфи компании «McDermott Marine Inc.» в г. Морган-Сити (шт. Луизиана) было построено семь таких судов. Предназначались для слежения за советскими АПЛ третьего и четвёртого поколений на противолодочных рубежах и дальней океанской зоне. В качестве основного средства поиска и обнаружения ПЛ используется буксируемая протяжённая антенна, чья лебёдка расположена в кормовой части двухпалубной платформы. После распада Советского Союза все суда типа T-AGOS-19 были выведены в резерв.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 3438 т; 71,48×28,5×6,71 (ширина каждого из двух корпусов)×15,1 (высота надв. борта)×7,54 м; 4 ДГ мощн. по 380 кВт + 2 ГЭД мощн. по 590 кВт; скорость хода наибольшая - 16 уз; скорость хода в режиме гидроакуст. наблюдения - 3 уз; дальн. плавания - 3000 миль (8,5 уз); экипаж - 33 чел.
ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО вспомогательное судно, предназначенное для выполнения гидрографических работ и обеспечения безопасности судоходства. Обеспечивает постановку, обслуживание и съёмку плавающих навигационных знаков, снабжение маяков, измерение глубин, поверхностных течений и господствующих ветров в районах интенсивного судоходства и т.д.
ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО
Гидрографическое судно советского ВМФ типа Тайга (пр. 862).
В 1977-1983 г.г. по заказу советского Правительства в Польше на верфи им. Барского в г. Щецин было построено 18 гидрографических судов пр. 862. В 1986-1989 г.г. два из них были переоборудованы в разведывательные корабли. Помимо соответствующего радиотехнического оборудования их вооружили тремя спаренными 25-мм автоматами и двумя 12,7-мм пулемётами.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 2500 т; 82,5×13,5×4,0 м; 2 ДД суммарной мощн. 4400 л.с.; скорость полн. хода - 15,6 уз; дальн. плавания - 9000 миль (13 уз); экипаж - 86 чел.; автономность - 40 сут.
ГИДРОКРЕЙСЕР корабль-носитель гидросамолётов (см. авиаматка), принятое в русском Черноморском флоте во время Первой мировой войны. На Балтике русские называли их гидроавиатранспортами, а в Германии, Великобритании и США - гидроавианосцами. Всего на Чёрном море Россия имела семь гидрокрейсеров. Наиболее известным из них был Румыния. Корабль принимал на борт пять (по другим четыре) летающих лодок Д.П. Григоровича М-9. Он был перестроен из реквизированного румынского пассажирского парохода Romania в марте 1917 г. Помимо авиационного, корабль нёс ещё и артиллерийское вооружение из четырёх 152-мм и одного 75-мм зенитного орудия. Хотя этот гидрокрейсер не успел принять участие в операциях Первой мировой войны, зато он сыграл активную роль в становлении Советской власти, участвуя в декабре 1917 г. в боях на Дону против войск генерала Каледина. Почти все остальные гидрокрейсеры отечественного Черноморского флота также были переоборудованы из пассажирских или торгово-пассажирских пароходов. Они назывались Император Александр I (четыре летающих лодки М-9), Император Николай I (четыре летающие лодки М-9), Дакия (две летающие лодки М-9), Король Карл (две летающие лодки М-9) и Император Троян (две летающие лодки М-9). Последние три судна, как и Румыния, были реквизированы у правительства Румынии. В качестве гидрокрейсера также использовали крейсер 2-го ранга Алмаз. На Балтике, по существу, было только два гидроавиатранспорта - Орлица и Днепр. Однако в боевых действиях участвовал только Орлица (он нёс сначала четыре лодки М-5, а затем четыре лодки М-9), а второй транспорт использовался лишь в качестве учебного корабля.
ГИДРОКРЕЙСЕР
Гидрокрейсер русского Императорского флота Орлица.
Один из двух гидрокрейсеров (крейсер 2-го ранга) русского Балтийского Императорского флота. В феврале 1915 г. был переоборудован из судна гражданского флота Императрица Александра (2387 BRT), построенного в 1903 г. Во время Первой мировой войны активно участвовал в боевых действиях. В 1918 г. был переименован в Совет и в том же году передан в распоряжение Главного управления водного транспорта. Эксплуатировался как гражданское судно до конца 30-х годов.
ТТЭ: водоизмещение в полн. грузу - 4500 т; 90,0×12,0×5,18 м; 2 ПК + ПМ (тройного расширения) мощностью 2200 инд.с.; скорость полного хода - 12 уз; экипаж -210 человек.
Вооружение: 4 летающие лодки М-5 (затем М-9); 6×1 75-мм орудия; 2×1 7,62-мм пулемёта.
ГИДРОСТАТ обитаемый опускаемый привязной подводный аппарат. Назначением и методом эксплуатации аналогичен батисфере, но рассчитан на меньшие глубины погружения, что позволяло применять более простой в изготовлении и прочный корпус цилиндрической формы со сферическими концевыми переборками.
ГИДРОЦИКЛ прогулочное или спортивное плавательное средство, приводимое в движение стационарным двигателем мощностью до 100 л.с. Длина достигает 5 м. Впервые появилось в 70-х годах прошлого столетия.
ГИППАГИНА римское судно времен античности, служившее для перевозки лошадей.
ГИППАГОГА греческое судно времен античности.
ГИЧКА от англ. слова gig.
лёгкая быстроходная гребная шлюпка с транцевой кормой и шестью или восемью распашными вёслами. Уключины вставлялись в секторы, крепившиеся снаружи к бортам. Применялись до начала XX в. на военных кораблях для разъездов командиров. В отличие от классических гигов, имели обшивку внакрой, а не вгладь. Впоследствии появились спортивные гички с двумя вёслами.
ГЛИССЕР от франц. слова glisserскользить.
1. Общепринятое название судна, основным режимом которого является глиссирование. Название относят только к судам, имеющим один или несколько реданов, или к быстроходным судам с воздушными винтами.
2. Гоночное судно для водно-моторного спорта, не имеющее ограничений по размерениям и обводам корпуса и оснащённое стационарным двигателем.
ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ подводный аппарат, рассчитанный на глубины погружения, значительно превосходящие глубины континентального шельфа. Классификация подводных аппаратов по глубине условна. К ним принято относить аппараты с глубиной погружения более 600 м.
ГЛУБОКОВОДНЫЙ АППАРАТ
Советский глубоководный аппарат пр. 1832 (Поиск-2).
Опытный образец глубоководного аппарата пр. 1832 был построен в 1971-1973 г.г. на Ново-Адмиралтейском заводе в г. Ленинграде и прошёл испытания на спасательном судне Коммуна. Всего в 1979-1989 г.г. построили четыре серийных аппарата этого проекта. Они предназначались для проведения исследований водной среды и дна океана, обнаружения и обследования подводных объектов в интересах ВМФ и народного хозяйства. Базировались и транспортировались на судах-носителях (спасательных судах) пр. 05370, пр. 05360 и пр. 05367. Без судов-носителей эксплуатация аппаратов пр. 1832 была невозможна.
ТТЭ: водоизмещение - 65 т; 16,33×2,5×3,3 м; предел, глубина погруж. - 2000 м; ДРК гориз. перемещения с мощн. ГЭД 10 кВт; ДРК вертик. перемещения с мощн. ГЭД 10 кВт; АБ из 200 элементов; автономность по запасам электроэнергии - 10 ч, автономность по запасам жизнеобесп. - 72 ч; экипаж - 3 чел.
ГОЛЛЕТ или галет, от франц. слова goelette.
двухмачтовый парусно-гребной торговый или военный корабль европейских стран XVIII-XIX вв. Голлет имел гафельное вооружение шхуны. Между мачтами нёс грот-стаксель, на бушприте - два кливера или кливер и стаксель. Часто вместо грот-стакселя нёс стеньги с топселями и бом-топселями. Вооружение могло насчитывать от трёх до 26 пушек. Легко лавировал и управлялся небольшим экипажем.
ГОЛЛЕТ
Голлет.
ГОНДОЛА небольшая лодка средних веков для сообщения судов с берегом. Со II в. является основным судном Венеции. Одновесельная плоскодонная лодка, с приподнятыми штевнями для плавания по каналам. Весло венецианской гондолы расположено в корме, ближе к правому борту. Борта имеют разную кривизну, из-за чего сопротивление правого борта движению больше, чем левого. Это делается для уравновешивания той составляющей упора весла, которая стремится развернуть судно влево. Длина судна, как правило, составляет 10 м, ширина - около 1,3 м. В настоящее время в Венеции гондолы используются для обслуживания туристов.
ГОСПИТАЛЬНОЕ СУДНО судно, построенное или оборудованное государством со специальной целью - оказывать помощь и перевозить раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооружённых сил на море. Вместимость обычно рассчитывается на 300-500 больных и раненых. Иногда используются как санитарные транспорты. Правовое положение госпитального судна регулируется Женевской конвенцией 1949 г. Оно также распространяется на госпитальное судно, снаряжённое частными лицами или национальными обществами «Красного Креста». Данное судно, ни при каких обстоятельствах, не может быть подвергнуто нападению или захвату. Воюющие стороны не должны вооружать их и использовать для каких-либо военных целей. Они имеют право контроля и осмотра, а также задержания госпитального судна на срок до семи суток, если этого требуют обстоятельства. Госпитальное судно должно быть окрашено в белый цвет, иметь на бортах и горизонтальных поверхностях красные кресты больших размеров, хорошо различимых в море и с воздуха, нести свой национальный флаг и белый флаг с красным крестом на грот-мачте.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУДА, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЕ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ суда, находящиеся на государственной службе, эксплуатация которых не имеет своей основной и единственной целью извлечение прибыли. К ним относятся следующие суда: таможенные, полицейские, лоцманские, учебные, гидрографические, кабельные, береговой охраны и НИС.
ГРЕБНОЙ КОРАБЛЬ деревянный военный корабль, главным движителем которого были весла, а вспомогательным - паруса. В античных государствах тип гребного корабля определялся по числу горизонтальных рядов весел: униремы, биремы, триремы и квадриремы. До появления артиллерии на них устанавливались тараны и различные метательные машины (баллисты и катапульты). В VII в. венецианцы создали галеру, ставшую основным типом европейского гребного корабля. В России первыми такими кораблями стали ладьи, которые известны с XIX в. Ко второй половине XVIII в. гребные корабли повсеместно вытеснили парусные суда.
ГРОСБОТ от немец, слова - большой и голланд. слова – лодка.
большая шлюпка, применявшаяся в странах Балтийского моря на судах торгового флота в начале XX в.
ГРУЗОВОЕ СУДНО судно, предназначенное для перевозки различных грузов. Различают по характеру перевозимых грузов: сухогрузные, наливные и комбинированные, а также по процессу погрузки или выгрузки: с вертикальной, горизонтальной и смешанной грузообработкой.
ГРУЗОПАССАЖИРСКОЕ СУДНО грузовое судно, имеющее помещения для 12-ти и более пассажиров. Требования к непотопляемости и составу спасательных средств аналогичны требованиям, предъявляемым к пассажирским судам.
ГРУЗОПАССАЖИРСКОЕ СУДНО
Грузопассажирское судно Sent Hellen.
Построено в 1989-1991 гг. в Великобритании. Предназначено для перевозки 132 пассажиров и 1800 т генеральных грузов, включая 200 т дизельного топлива в грузовых танках. Вместо генеральных грузов судно может принимать 56 контейнеров. Оно оснащено двумя грузовыми трюмами общей вместимостью 3750 м3, закрывающимися сверху лацпортами, а также двумя грузовыми кранами грузоподъёмностью по 12,5 т и двумя грузовыми стрелами грузоподъёмностью по Ют. Sent Hellen эксплуатируется на североатлантических коммуникациях.
ТТЭ: валовая вместимость - 6767 BRT; 105,0×19,2×6 м; 2 ДД мощн. по 3266 кВт; эксплуат. скорость хода - 14,5 уз; дальн. плавания - 4500 миль (11 уз); экипаж - 64 чел.
ГУАРИ небольшое одно- или двухмачтовое судно с треугольными парусами, распространённое во Франции в XIX в.
ГУАРИ
Гуари.
ГУКЕР-ЯХТА разновидность полутора- или одномачтовой яхты, строившейся в Голландии и Дании в середине XVIII в. На Балтийском море использовались в качестве быстроходного торгового судна. Полуторамачтовые яхты по типу такелажа делили на гукер-яхты, яхты-галиоты и яхты-галеасы.
ГУКЕР-ЯХТА
Гукер-яхта.
ГУКОР или гукар или гукер или гукр, от англ. слова hooker.
парусное судно XII-XVIII в.в. Первоначально строились в Нидерландах, как рыбачьи лодки, потом их размеры увеличились, и они распространились во многих странах Северной Европы. В XVII-XVIII в.в. использовались как военные транспорты. Несли две или три мачты, иногда для самообороны снабжался несколькими небольшими пушками. Большой гукор вмещал до 300 чел. и имел грузоподъёмность порядка 200 т. В России в XVIII в. строились для Балтийского флота, Каспийской и Беломорской флотилий, а также для нужд Сибирской экспедиции. Длина судна достигала 30 м, ширина - 7,2 м, а осадка — 4,1 м.
ГУЛЕТ или гулета азово-черноморкая - двухмачтовое парусное судно XIX XX в.в. Служило главным образом для подвоза грузов к иностранным судам, стоявшим на рейде Таганрога. Оснащались грот- и фок-мачтами, имевшими наклон в сторону кормы. Фок-мачта несла вспомогательный брифок, на бушприте устанавливалось два или три кливера. Гулет снабжался одним или двумя гребными судами для завоза якорей в русле Дона. Длина судна достигала 23 м, ширина -7 м, высота борта - 1,9 м, осадка - 1 м, а грузоподъёмность - от 100 до 140 т. Экипаж насчитывал пять человек.
ГУР небольшое грузовое парусное судно, встречавшееся у Малабарского берега и в Бенгальском заливе. Имело парусное вооружение бригантины, брига или шхуны. Грузоподъёмность до 500 т.
ГУСЯНА или гусянка, название по имени р. Гусь, притока р. Клязьма.
грузовое судно типа барки, применявшееся в XVIII-XX в.в. для перевозки леса, камня, соли и других навалочных грузов по р. Оке и её притоках. Гусяны были плоскодонными низкобортными беспалубными судами, снабжались мачтой с прямым парусом и несколькими якорями массой до 500 кг. Против течения шли под конной тягой. В средней части на днище ставилась изба (казёнка). Первые гусяны имели длину около 50 м, ширину - около 11 м и осадку - до 0,9 м. Более крупные гусяны (длиной до 90 м и грузоподъёмностью порядка 800 т) строились до 20-х годов XX в.
ГУФФА древнее месопотамское круглое судно, существовавшее около 5000 лет назад на р. Евфрат, Тигр и в бассейне р. Инд. Использовались для перевозки людей и грузов вниз по течению рек, реже для ловли рыбы в прибрежных водах. Корпус был сплетен из ивы и обтянут шкурами. Иногда его уплотняли природным битумом. Обычно днище выкладывали соломой или другим кормом для животных (торговцы брали с собой осла или лошадь, чтобы забрать обратно в верховьях обтяжку из шкур). Различия между носом и кормой не было. Обладали большой остойчивостью и надёжностью. Вмещали обычно одного или двух человек, реже 10 человек и одну лошадь. Несколько гуфф могли соединяться платформой в одно большое судно или использоваться для наводки плавучего моста. Сведения об этих судах дошли до нас благодаря описанию Геродота, а также сохранившемуся изображению на рельефе в древней ассирийской столице Киневии, датируемое VII в. до н.э.
ГУФФА
Гуффа.<>
ГХАНИЯ арабское парусное судно. В начале XIX в. это было пиратское двухмачтовое судно в южных морях в районе Персидского залива. Водоизмещение достигало 200 т.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика