Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ДАГНИЯ АРАБСКАЯ по-видимому, самый древний парусник мира. Его знают ещё с третьего тысячелетия до н.э. На первых порах он не имел палубы и его элементы связывались пучками пальмовых волокон. Размеры судна были очень разными. Известна дагния длиной 20 и шириной 6 м. Обычно данные суда имели большие размеры. Они могли взять на борт до 100 т груза. Со временем появилась верхняя палуба. Арабский парус на рее, расположенной продольно оси судна, имел форму трапеции или прямоугольника. Европейцы, переняв такой парус у арабов, почему-то назвали его латинским. Эти предшественники арабского судостроения бороздили Красное море и доходили вплоть до Китайского моря. Именно арабский парус, которым было легко управлять, позволил совершать столь длинные переходы.
ДАМПЛУПЕР от голланд. слов dam - плотина и loop - идти или бежать.
грузопассажирское судно, распространённое в XVII-XVIII в.в. на реках и каналах Голландии. Имело полные обводы и сплошную палубу, над которой устанавливалась заваливаемая мачта со шпринтовым парусом. Длина судна доходила до 18 м.
ДАО АРАБСКОЕ арабское парусное судно. Главный его признак - очень длинный и заострённый форштевень, направленный прямо от киля. Так же обстояло дело и с ахтерштевнем. У всех дао нос заострён. Такая форма корпуса повышает манёвренность. В сущности, дао - это широкое судно, у которого отношение длины к ширине не превышает 4:1. Как и у джонок, максимальная ширина приходится на среднюю часть. Осевой руль с элероном появился не позже, чем в Европе, а может быть и раньше. Некоторые дао оснащали арабскими парусами на длинных реях, состоящих из двух половин и направленных наискось. Грот-мачта всегда была наклонена вперёд и несла грот-парус обычной трапециевидной формы.
ДВОЙКА см. корабельная шлюпка.
ДВУХДЕЧНЫЙ КОРАБЛЬ общее название боевого парусного корабля, имевшего две артиллерийские палубы. К ним относились фрегаты и некоторые линейные корабли.
ДВУХДЕЧНЫЙ КОРАБЛЬ
Двухдечный линейный корабль русского Императорского флота Святой Павел.
Первый 90-пушечный корабль Черноморского флота, построенный в 1791-1797 г.г. в Николаевском адмиралтействе. Продолжал службу до 1809 г.
ТТЭ: 54,86×15,24×6,25 м.
Вооружение: 24 36-фунт. пушки + 6 картаульных (пудового калибра) единорогов - на нижней палубе (гондеке); 26 24-фунт. пушек + 6 картаульных единорогов - на верхней палубе (опердеке); 24 18-фунт. пушки - на шканцах и баке.
ДЕБАРКАДЕР от франц. слова debarguer - выгружать или высаживать.
плавучая пристань на реках и озёрах, служащая для швартовки грузовых и пассажирских судов, их стоянки на время выгрузки (погрузки) грузов или высадки (посадки) пассажиров.
ДЕГАЗАЦИОННОЕ СУДНО судно обеспечения для проведения дегазации и дезактивации кораблей (судов) и объектов военного, а также гражданского флотов. Относится к классу морских судов медицинского обеспечения, радиационной безопасности и химической защиты.
ДЕЖУРНЫЙ КАТЕР или дежурная шлюпка - разъездной катер, выделенный в распоряжение дежурному по кораблю, для движения по расписанию между кораблём и берегом, а также использоваться для посылки по различным надобностям.
ДЕЖУРНЫЙ КОРАБЛЬ один из кораблей соединения или базы, назначенный дежурным и находящийся в повышенной готовности с целью обеспечить безопасность остальных кораблей соединения или всех кораблей, находящихся в базе, а также для выполнения других задач.
ДЕКЕРА древнегреческое судно, имевшее один ряд весел с 10 гребцами на каждом из них.
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ боевой корабль, предназначенный для транспортировки и высадки армейских частей или частей морской пехоты на побережье противника. В зависимости от конструкции могут выгружать войска и военную технику непосредственно на берег или осуществлять это с перегрузкой на имеющиеся бортовые десантно-высадочные средства - десантно-высадочные (ДВК) и танкодесантные (ТДК) катера, а также десантно-штурмовые и транспортные вертолёты. Для перевозки десантных войск и военной техники эти корабли имеют специальные помещения в т.ч. ангары, площадки для вертолётов и док-камеры для ДВК. Они несут ракетное и артиллерийское вооружение для самообороны и огневой поддержки высаживаемых войск. Первые десантные корабли появились во время Первой мировой войны. В отечественном флоте ими стали корабли типа Эльпидифор, строившиеся серией 30 единиц для нужд Черноморского флота. Проект был разработан на базе одноименной рыболовецкой шхуны. До конца боевых действий в строй успели ввести только пять судов данного типа, но и они использовались не по прямому назначению, а как тральщики или минные заградители. Интересно то, что теория массовой постройки и боевого использования таких кораблей была разработана в 30-е годы прошлого столетия в СССР. Однако до начала ВОВ, а затем и в ходе боевых действий, ни одно из положений этой теории в части касающейся постройки специализированных десантных судов реализовать не удалось. К десантным операциям пришлось привлекать бронекатера, шхерные мониторы и рыболовные суда, а для перевозки войск - тяжёлые артиллерийские корабли вплоть до линкоров. Наибольший рассвет десантные корабли переживали во второй половине Второй мировой войны в США и Великобритании, хотя эти суда строились ещё в Германии и Японии. В настоящее время отечественные десантные корабли подразделяются на: большие, средние и малые. В зарубежных странах они делятся на: корабли управления, универсальные (многоцелевые) корабли-доки, десантные вертолётоносцы, десантные (транспортные) корабли-доки, десантные транспортные корабли, десантные грузовые транспорты и танкодесантные корабли. Эти корабли различаются друг от друга размерами, которые напрямую зависят от стоящих перед флотами тех или иных стран задач, а также их финансовых и производственных возможностей. Так, например, французский универсальный корабль-док Foudre (вступил в строй в 1991 г.) имеет полное водоизмещение 11000 т, а американский корабль того же класса Wasp (вступил в строй в 1989 г.) - 41000 т.
ДЕСАНТНЫЙ ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ десантный корабль, предназначенный для перевозки и десантирования десантных войск при помощи бортовых вертолётов (см. вертолётоносец).
ДЕСАНТНЫЙ ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ
Десантный вертолётоносец ВМС Франции Jeanne d'Arc.
Официально классифицировался как десантный крейсер-вертолётоносец и предназначался для участия в десантных операциях. Тем не менее, практически всю свою службу использовался в качестве учебного корабля. На Jeanne d'Arc могло базироваться до 12 тяжёлых десантных вертолётов. Обеспечивалось их базирование в ангаре. Вертолётоносец был построен в 1960-1964 г.г. на казённой верфи (арсенале) в Бресте. Он оставался в строю вплоть до конца 2005 г.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 10000 т; 181,0×24,0×7,3 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 40000 л.с.; полн. скорость хода - 26,5 уз; дальн. плавания - 6800 миль (16 уз); автономность - 25 сут.; экипаж - 610 чел.
Вооружение: 12 десантных или противолодочных вертолёта; 2×3 ПКРК «Exocet» ММ-38; 4×1 100-мм АУ.
ДЕСАНТНО-ВЫСАДОЧНЫЙ КАТЕР десантный корабль, предназначенный для доковых камер кораблей-доков (в зарубежных ВМС) или БДК (в отечественном флоте) и обеспечивающий высадку десанта в соответствии с концепцией «из-за горизонта», которая предполагает, что десантный корабль-носитель должен разгружаться в море, вне зоны воздействия огневых средств противодесантной обороны противника. ДВК непосредственно участвуют в переброске войск десанта от корабля-носителя до побережья и их высадке. Как правило, это танкодесантный корабль, принимающий на борт один или два средних танка. Вместо танков ДВК может перевозить взвод морских пехотинцев с вооружением и полной выкладкой. ДВК бывают водоизмещающими или на воздушной подушке. Подход водоизмещающего ДВК к необорудованному берегу зависит от рельефа морского дна в районе высадки, в первую очередь от глубин и его уклона, что позволяет проводить высадку лишь на определённых участках побережья. ДВК на воздушной подушке являются их альтернативой, обладающей следующими достоинствами: большой скоростью хода; способность подходить к побережью с малыми глубинами и уклонами морского дна, проходить без потерь над различными противодесантными сооружениями.
ДЕСАНТНО-ВЫСАДОЧНЫЙ КАТЕР
Десантно-высадочный катер на воздушной подушке ВМС США типа LCAC.
Всего в 1981-1996 г.г. было построено 90 катеров этого типа. Они предназначены для доковых камер универсальных кораблей-доков типов Wasp и Tarawa.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 170 т; 26,8×14,33×0,9 м (на стоянке); 2 гл. ГТД суммарной мощн. 6140 л.с.; 2 ГТД привода нагнетателей суммарной мощн. - 6140 л.с.; скорость полн. хода - 50 уз; дальн. плавания - 300 миль (35 уз); экипаж - 5 чел.
Вооружение: грузоподъёмность 60-75 т; один средний танк или 45-50 морских пехотинцев с вооружением и полной экипировкой.
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ БОЛЬШОЙ (БДК) десантный корабль, предназначенный для перевозки морем и десантирования на необорудованное побережье войсковых подразделений и подвижной техники. Подобная классификация принята только в отечественном флоте. Первыми большими десантными кораблями стали 14 судов пр. 1171 (шифр «Тапир»). По конструкции они являются классическими танкодесантными кораблями. За ними, практически одновременно последовали корабли пр. 1174 (шифр «Носорог») и пр. 775 различных модификаций. Первые по конструкции являются (одно из этих судов продолжает сохраняться в составе нашего флота) универсальным кораблём-доком, а вторые - танкодесантными кораблями.
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ БОЛЬШОЙ (БДК)
Десантный корабль большой советского ВМФ Митрофан Москаленко (пр. 1174).
Корабль предназначался для переброски морем и высадки войск морского десанта на необорудованное побережье, а также оказания им огневой поддержки. БДК этого проекта были способны (единственные в мире) реализовать сразу все способы высадки войск: непосредственно на берег (с помощью носового высадочного устройства) или на воду (через кормовую аппарель); с помощью десантно-высадочных средств, размещаемых в док-камере; с помощью четырёх транспортно-десантных вертолётов. Всего в 1973-1989 г.г. на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде построили три корабля пр. 1174. Последний из них (Митрофан Москаленко, входивший в состав СФ) был исключён из списков флота в 2008 г.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 11580 т; 157,5×23,8×6,7 м; 2 ГТД суммарной мощн. 36000 л.с.; полн. скорость хода - 20 уз; дальн. плавания - 7500 миль (14,5 уз); автономность - 30 сут.; экипаж - 239 чел.
Вооружение: десантовместимость (один из вариантов): 57 ср. танков + 500 чел. личного состава десанта; 1×20 ПУ для 122-мм НУРС; 1×2 ЗРК «Оса-М» с 20 ЗУР; 1×2 76-мм АУ; 4×1 30-мм АУ; 4 транспортно-десантных вертолёта Ка-29; 3 десантных катера на воздушной подушке (вместо части средних танков).
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ МАЛЫЙ (МДК) десантный корабль, предназначенный для перевозки морем и десантирования на необорудованное побережье войсковых подразделений. Подобная классификация принята только в отечественном флоте. Первые МДК пр. 450 и пр. 450бис строились в СССР в период с 1951 г. по 1955 г. Их полное водоизмещение составляло порядка 600 т. В последующем отечественный флот пополнялся кораблями этого типа меньших размеров, водоизмещением от 180 до 340 т. С начала 70-х годов прошлого столетия в качестве МДК стали использоваться корабли на воздушной подушке пр. 12321 (шифр «Джайран») и пр. 12322 (шифр «Зубр»), Последние были начаты постройкой в 1986 г. и в настоящее время являются самыми большими в мире кораблями в своём классе. Каждый из них, например, может принимать на борт три средних танка или 140 морских пехотинцев со снаряжением. Для сравнения, СДК принимает только пять танков или 180 десантников (см. десантный корабль средний).
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ МАЛЫЙ (МДК)
Десантный корабль малый советского ВМФ пр. 12061.
В 1985-1992 г.г. на Хабаровском судостроительном заводе было построено восемь кораблей пр. 12061. Они предназначались для БДК пр. 11780, которые так и не были заказаны флотом. МДК пр. 12061 предназначались для переброски на небольшие расстояния и высадки на берег войск морского десанта на необорудованное побережье в ходе боя за высадку. Они также могли осуществлять постановку мин заграждения, для чего оборудовались съёмной эстакадой. Все корабли этого проекта входили в состав ТОФ, а в 1994 г. их передали в распоряжение МЧ ФПС РФ.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 104 т; 31,3×14,8×1,1 м; 2 ГТД суммарной мощн. 20000 л.с.; полн. скорость хода - 55 уз; дальн. плавания - 300 миль (50 уз); автоном. - 1 сут.; экипаж - 11 чел.
Вооружение: десантовместимость: один плавающий танк или 130 чел. личного состава десанта; 2×1 30-мм автомат; 2×1 30-мм гранатомёт; ПЗРК «Игла».
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ СРЕДНИЙ (СДК) десантный корабль, предназначенный для переброски в район высадки войск морского десанта и высадки их на необорудованное побережье. Корабли этого типа по конструкции являются танкодесантными кораблями небольшого водоизмещения. Первые из них, как и МДК, строились в 50-70-х годах прошлого столетия. Это были корабли пр. 770, пр. 771 и пр. 773 различных модификаций. Их стандартное водоизмещение колебалось от 550 (пр. 770) до 920 т (пр. 773). Суда принимали на борт пять или шесть средних танков. Вместо танков они могли нести (за исключением пр. 770) до 180 морских пехотинцев со снаряжением.
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ СРЕДНИЙ (СДК)
Десантный корабль средний советского ВМФ пр. 771А.
В 1967-1972 г.г. на Судоверфи им. Героев Вестерплятте в Гданьске (ПНР) по заказу советского Правительства было построено 22 СДК пр. 771 и пр. 771А. Они предназначались для переброски морем и высадки на берег войск морского десанта на необорудованное побережье. Они также могли осуществлять постановку мин заграждения, для чего оборудовались съёмной эстакадой. Оставались в составе флота до середины 90-х г.г.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 650 т; 75,0×9,0×2,1 м; 2 ДД суммарной мощн. 4400 л.с.; полн. скорость хода - 18 уз; дальн. плавания - 2000 миль (12 уз); автономность - 3 сут.; экипаж - 37 чел.
Вооружение: десантовместимость: шесть ср. танков + 180 чел. личного состава десанта; 2×2 30-мм автомата; 2×18 140-мм ПУ НУРС.
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ УПРАВЛЕНИЯ или корабли управления десантными силами - десантный корабль, предназначенный для управления десантными (амфибийными) силами на переходе морем и в ходе боя за высадку. Корабли управления десантными силами специальной постройки имеются только в США, а в остальных странах (в том числе и России) в этом качестве используются назначенные боевые или десантные корабли. Американскими кораблями управления специальной постройки являются Blue Ridge и Mount Whitney, которые официально классифицируются как амфибийные корабли управления (Amphibious Command Ships).
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Десантные корабли управления ВМС США Blue Ridge и Mount Whitney.
Построены в 1967-1971 г.г. Предназначены для управления десантными операциями, а также боевыми действиями войск десанта на плацдармах и в глубине территории противника. Blue Ridge входит в состав 7-го флота ВМС США и базируется в Йокосуке (Япония), a Mount Whitney - в состав 2-го флота ВМС США и базируется в Норфолке.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 18400 т; 189,0×25,0×8,8 м; 2 ПК + 1 ГТЗА мощн. 22000 л.с.; полн. скорость хода - 23 уз; дальн. плавания - 13 000 миль (16 уз); автоном. - 45 сут.; экипаж - 814 чел.
Вооружение: 2×8 ЗРК «Sea Sparrow»; 2×2 76-мм АУ; 2×1 20-мм зенитных автомата.
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-НОСИТЕЛЬ ТАНКОВ или танкодесантный корабль - десантный корабль, предназначенный для перевозки и непосредственной выгрузки на необорудованное побережье танков и другой подвижной техники. Широко были распространены в ВМС США во время Второй мировой войны. После её завершения, в классическом понимании этого слова, такие суда строились во многих странах Европы. Например, в СССР (см. десантный корабль большой), Великобритании (корабли типа Sir Lancelot) и Франции (корабли типов Bidassoa и Batral). Остальные страны приобретали десантные суда этого типа в США либо строили небольшие корабли, чьё водоизмещение редко превышало 500 т, а грузоподъёмность позволяла принимать на борт один или два танка. Их скорее можно классифицировать как танкодесантные самоходные баржи или как танкодесантные плашкоуты.
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-НОСИТЕЛЬ ТАНКОВ
Танкодесантный корабль (БАК) советского ВМФ пр. 1171 мод. IV.
В 1964-1975 г.г. на ССЗ «Янтарь» в Калининграде для советского ВМФ было построено 14 БДК пр. 7 777 в четырёх модификациях. Они предназначались для перевозки морем и высадки на необорудованное побережье войск десанта численностью до 400 чел. вместе с подвижной бронетанковой и автомобильной техникой. Могли использоваться в качестве транспорта боеприпасов. Некоторые из этих кораблей продолжают оставаться в составе ВМФ РФ.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 4360 т; 113,0×15,6×4,5 м.; 2 ДД суммарной мощн. 9000 л.с.; скорость полн. хода - 16,5 уз; дальн. плавания - 4800 миль (15,5 уз); автоном. - 20 сут.; экипаж - 55 чел.
Вооружение: десантовместимость: 400 чел. личного состава десанта + 22 ср. танка + 25 БТР; 1×40 ПУ 122-мм НУРС системы «Град-М»; 1×2 57-мм АУ + 2×2 25-мм зенитных автомата.
ДЕСАНТНЫЙ (ТРАНСПОРТНЫЙ) КОРАБЛЬ-ДОК десантный корабль, предназначенный для перевозки и высадки десанта, его техники и грузов при помощи ДВК, базирующихся в док-камере.
ДЕСАНТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ-ДОК десантный корабль, предназначенный для транспортировки усиленного батальона морской пехоты с приданными средствами и снаряжением, высадки его на необорудованный берег в соответствии с концепцией «из-за горизонта» при помощи десантно-транспортных вертолётов (ДТВ) и ДВК, базирующихся в док-камере. Причём ДТВ обеспечивают высадку первой волны десанта, а ДВК - основной его части вместе с танками, бронетранспортёрами и т.п. Универсальные корабли-доки могут обеспечивать боевое использование СВВП-штурмовиков.
ДЕСАНТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ-ДОК
Десантный универсальный корабль-док ВМС США типа Tarawa.
В 1971-1980 г.г. на верфи ф. «Ingalls Shipbuilding Corporation» было построено пять кораблей типа Tarawa.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 39300 т; 250,0×36,07,9 м; размеры доковой камеры: 82,0×24,0×7,9 м; 2 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. - 51600 л.с.; полн. скорость хода - 24 уз; дальн. плавания - 10000 миль (20 уз); автономность - 45 сут.; экипаж - 1080 чел.
Вооружение: десантовместимость: 1900 чел. личного состава десанта + 200 ед. колёсной техники; 28-42 (в зависимости от типа машины) ДТВ или 20 СВВП-штурмовиков; от четырёх до 20 водоизмещающих ДВК + один ДВК на воздушной подушке; 2×8 ЗРК «Sea Sparrow»; 3×1 127-мм АУ; 2×1 20-мм зенитных автомата.
ДЖЕРМЕ одно- или двухмачтовое торговое судно, распространённое с XVI в. в Восточном Средиземноморье и дельте Нила. Имеет необычно большое латинское парусное вооружение, позволяющее развивать высокую скорость. Фок-мачта сильно наклонена вперёд, длина рея достигает двойной длины мачты.
ДЖЕХАЗИ парусное грузовое судно Занзибара XVIII в. Предназначалось для перевозки товаров между Занзибаром и африканским материком, а также между Мадагаскаром и Аденом. Судно представляло собой разновидность самбука и имело только одну мачту, которая была вертикальной или слегка наклонённой. Парус небольшой. Данные суда обладали хорошими мореходными качествами.
ДЖЕХАЗИ
Джехази.
ДЖОНБОТ от англ. слова Johnboat - лодка-Джон или простая лодка.
открытая плоскодонная лодка с упрощёнными обводами и линией борта, в плане приближающаяся к прямоугольнику. Строят в основном в США из лёгких сплавов для грузовых перевозок, охоты и рыбной ловли в мелководных районах.
ДЖОНКА КИТАЙСКАЯ от малайского слова djong, являющегося производным от китайского слова чуань - судно.
грузовое, военное и пиратское уникальное китайское судно древних времён, без киля. Корпус этой джонки усечён на корме, нос усилен многочисленными шипами, скула начинается с самого носа, расширяясь к середине. Это все вопреки европейским правилам судостроения. Когда Европа поняла, что китайская джонка обладает отличной динамикой, она охотно переняла её конструкцию. Судно перемещалось под воздействием осевого руля с элероном, причём такой руль применялся за 15 веков до Европы. Для облегчения манёвренности перо руля было перфорировано. Паруса выполнялись из полотна или рисовых циновок, подшитых к поперечным планкам. Такие паруса легко убирались. История знает более сотни разновидностей китайских джонок. Главные из них - северный и южный тип. Северная джонка отличается балконом на поднятой корме. Обычный маршрут такого судна проходил из Жёлтого в Китайское море (район постоянных муссонов). Такая джонка всегда имела попутный ветер в левый борт, что заставило китайцев так своеобразно поставить свои мачты: фок- и две кормовые мачты были сдвинуты ближе к левому борту, а две главные мачты оставались на оси корабля. Такое устройство позволяло достичь скорости в 15 уз. Южная джонка (джонка из Кантона или южно-китайская джонка) имела меньшие размеры, три мачты и сильно закруглённый корпус. Бамбуковые планки, которыми прошивались паруса, шли не параллельно реям, а пучком. Современные джонки имеют до трёх мачт, по конструкции они во многом сходны со средневековыми судами этого типа. Длина современной китайской джонки может достигать 55 м, ширина - 9 м, а грузоподъёмность - около 600 т.
ДЖОНКА ЯПОНСКАЯ разновидность китайской джонки. Японцы - известные мореплаватели, но они не были такими хорошими конструкторами, как китайцы. После первых контактов с португальцами и испанцами они, напуганные жестокостью европейцев, изолировались от всего мира. Это нанесло большой ущерб японскому кораблестроению. На первый взгляд, японская джонка похожа на южно-китайскую джонку. Но если разобраться подробнее, у неё совсем другой корпус и другое парусное вооружение. Известно несколько типов японской джонки. В горизонтальном плане профиль судна заострён в форме рыбьей головы. Но такое заострение мы видим у китайских джонок, а также у малайских и арабских судов. Японская джонка несла три мачты с прямоугольными парусами, причём в отличие от китайских джонок, она не имела горизонтальных бамбуковых планок и несла паруса по конструкции близкие к малайским и арабским парусам. На японской джонке рея подвешена симметрично, а не на одну треть, как на китайских судах. Расположение мачт задумано так, чтобы ни один парус не отнимал бы ветер от грот-паруса, который располагается позади, за двумя меньшими, причём самый малый парус ставится на конце узкого и приподнятого носа. В этом и было главное отличие от китайской джонки. Корма у японской джонки была тупая с элеронным рулём. Второй тип джонки - малая джонка. Устройство мачт на ней подобно китайским джонкам, хотя попутный ветер шёл только в грот-парус, который располагается посредине палубы, а два малых паруса - впереди. Работал каждый парус по-своему, в чем и отличие японской джонки от китайской. Форма носовой оконечности (косой форштевень) совпадает с формой носовой оконечности малайских и арабских судов. Корма с несколько курносым профилем. Руль с элероном. Был ещё один тип японской джонки - самый маленький и с очень высокой кормой. На бушприте ставилась голова дракона. Военные и пиратские джонки были очень похожи на кантонские, но у них были менее высокие борта, для того чтобы можно было пользоваться вёслами. На борту ставили малую артиллерию.
ДЖОНКА ЯПОНСКАЯ
Японская джонка.
ДИАПРУМНА судно с двумя кормами. Сдвоенные корабли, катамараны или реконструированные тупорылые самены Византии.
ДИЭРА военное гребное судно северного Причерноморья III-IV в.в., с двумя рядами весел. Являлось переходным звеном от судов с одним рядом весел - пентеконтер к кораблям, с тремя рядами весел - триер. В носовой части корабля находился таран. Днище корабля, плавно закругляясь, переходило в кормовую часть, заканчиваясь высоким ахтерштевнем, вверху которого имелся загнутый вовнутрь акропостоль. В нижней части кормы находилось кормовое весло.
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД или электроход - судно, на котором гребные винты приводятся в действие электродвигателями, получающими электроэнергию от дизель-генераторов.
ДИНГИ 1. Небольшая гребная деревянная лодка, распространённая в XVIII-XIX вв. у побережья Индии и на р. Ганг. Имела удлинённый корпус с острыми оконечностями, площадку в корме для рулевого. Управлялась длинным рулевым веслом.
2. В некоторых странах - небольшая парусно-гребная или с подвесным мотором лодка, как правило, для четырёх человек, используемая для корабельных работ и в качестве разъездной шлюпки на небольших судах, крупных катерах и яхтах. На мачте, расположенной вблизи носа, может нести гафельное или бермудское вооружение типа кэт. Длина до трёх метров. Русский аналог термина - тузик или ялик. Был широко распространён на британских лёгких боевых кораблях периода Первой мировой войны.
ДИСКОПЛАН см. акваплан.
ДОБЫВАЮЩЕ-ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ СУДНО промысловое судно, обеспечивающее кроме лова объектов водного промысла, подобно добывающему судну, также и переработку улова в готовую продукцию или полуфабрикат. К ним относятся траулеры-рыбозаводы, консервные и посольно-свежьевые траулеры. Водоизмещение этих судов может достигать 10000 т и более.
ДОБЫВАЮЩЕЕ СУДНО промысловое судно, предназначенное для добычи рыбы, беспозвоночных, моллюсков и др. объектов водного промысла. Специализируется по орудиям лова и объектам промысла.
ДОБЫВАЮЩЕЕ СУДНО
Малое добывающее рыболовное судно из полимерно-композиционного материала (ПКМ).
Суда этого типа строятся на нескольких ССЗ РФ по проекту ФГУП ЦНИИТС. Предназначены для лова рыбы разноглубинными тралами, приёма улова от других добывающих судов, разделки, заморозки и транспортировки мороженной продукции в порт или сдачи на транспортные суда.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 850 т; 26,0×6,8×2,7 м; ДД мощн. 610 л.с., скорость хода полн. - 11 уз; автоном. - 10 сут., экипаж - 7 чел.
ДОГГЕР парусное двух- или трёхмачтовое рыболовное судно с гафельным вооружением. Предназначалось для ловли трески, сельди в Северном море. Водоизмещение - около 150 т. В настоящее время не существует. Термин, возможно, произошёл от названия промыслового р-на у Доггер-банки.
ДОГРУЗНЫЙ ДУБ судно, применявшееся в северо-восточной части Чёрного моря и в Азовском море для доставки грузов на большие суда, стоявшие на рейде. Имело мачту, но главным образом передвигалось с помощью ходовых шестов. Руль часто заменяли веслом длиной до 11 м, которым управлял кормчий с помоста (руль считался неудобством во время хода на шестах при быстром течении). Палуба настилалась в носу, корме и по бортам. Длина судна доходила до 21 м, ширина - до 6 м, осадка - до 1 м, а грузоподъёмность колебалась от 150 до 400 чувалов - мешков, вмещавших по 57-98 кг зерна. Экипаж дуба мог насчитывать шесть человек.
ДОК стационарное или плавучее сооружение, предназначенное для осмотра и ремонта подводной части корпуса (судна), постройки или его транспортировки. По устройству и способу заполнения доки подразделяется на: наливные, плавучие и сухие.
ДОК НАЛИВНОЙ стационарное сооружение, в котором корабль (судно) устанавливается для ремонта на опорах, расположенных выше уровня воды в акватории. Для постановки корабля в наливной док, корабль вводится в канал, находящийся между площадками с опорами (кильблоками), после чего закрывается затвор (ботапорт) и камера заполняется водой насосами до уровня, обеспечивающего перемещение корабля (вправо, влево) и установку на подготовленное для него место. Осушение камеры происходит самотёком при открывании затвора. После докования в камеру закачивается вода, корабль всплывает и выводится из дока по каналу.
ДОК ПЕРЕДАТОЧНЫЙ плавучее сооружение, представляющее собой плавучий док, который обеспечивает приём судна с горизонтального места и спуск его на воду или подъем из воды и передачу на стапель для ремонта. Устанавливается с использованием специальных подводных опор у торца стапельного места. При этом стапель-палуба находится на отметке стапельного места для стыковки судовозных путей передаточного дока и стапеля. Док после приёма судна отводится на акваторию верфи и погружается в отведённом месте, после чего судно всплывает. Подъем судна производится в обратной последовательности. Спуск судна на воду с помощью передаточного дока иногда называется «русским» способом спуска. Существуют доки с продольной и поперечной передачей. В последнем случае док имеет съёмную башню (одну из двух) и устанавливается на опоры бортом к набережной стапельного места. Накатка судна на такой док производится в направлении, перпендикулярном к его диаметральной плоскости. Разновидностью передаточного дока является понтон, который не имеет башен и требует специальных устройств (направляющих, тросовых приводов и т. п.) для обеспечения остойчивости системы понтон-судно. Такой понтон занимает промежуточное положение между передаточным доком и вертикальным судоподъёмником.
ДОК ПЛАВУЧИЙ судно технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду. Состоит из понтона и, как правило, двух водоизмещающих башен (бортовых стенок). Понтон разделён продольными и поперечными переборками на балластные отсеки. В нем располагаются балластные насосы. При приёме (откачке) забортной воды в эти отсеки плавучий док погружается (всплывает). Башни обеспечивают остойчивость дока в подводном положении и расположены вдоль длин понтона. После погружения верхние части башен остаются над водой. На палубе понтона (стапель-палубе) оборудуют доковые опорные устройства (ДОУ), поверхность которых повторяет обводы вводимого в док судна. После погружения дока на достаточную глубину судно с помощью швартовных и специальных устройств на верхней палубе (топ-палубе) вводится между башнями и устанавливается на ДОУ. В процессе откачки воды из балластных отсеков док всплывает, а судно ложится на поверхность ДОУ. Благодаря избыточной плавучести док может всплывать до положения полного осушения стапель-палубы. Для более удобного доступа к судну некоторые из доков имеют только одну башню или ни одной (док-понтоны). Их остойчивость обеспечивается другими доками или портовыми средствами. Существуют целые комплексы, включающие в себя один плавучий док-матку и несколько док-понтонов. В суровых климатических условиях используются доки-эллинги, имеющие водонепроницаемые закрытия сверху и с торцов. На некоторых плавучих доках башни в одной из оконечностей соединяются с водонепроницаемой переборкой, а в других предусматривается съёмное водонепроницаемое закрытие, которое открывается в момент ввода судна и закрывается перед всплытием дока. Вода при этом откачивается не только из балластных отсеков, но и из пространства между башнями. Такие доки называют плавучими доками с доковой камерой. Современные плавучие доки могут иметь грузоподъёмность до 100000 т, длину - до 300 м, а ширину стапель-палубы - до 60 м.
ДОК ПЛАВУЧИЙ
Советский плавучий док пр. 1760.
В 1969-1985 гг. на Городецкой верфи специального судостроения было построено около 40 плавучих доков пр. 1760, которые предназначались для обслуживания рыбопромысловых судов.
ТТЭ: водоизмещение порожнем - 1965 т; грузоподъёмность - 2800 т; длина по стапель-палубе - 83,0 м; ширина - 28,4 м; междубашенное расстояние - 21,6 м; высота от основной плоскости до топ-палубы -12 м.
ДОК СУХОЙ стационарное сооружение, представляющее собой железобетонный бассейн, отделённый от акватории водонепроницаемым затвором (батопортом). При постановке корабля в док его вводят в заполненную водой камеру и откачивают насосами воду. После окончания работ ремонтную камеру заполняют водой, корабль всплывает и после открытия затвора выводится в акваторию. Разновидностью этого дока является строительный док, предназначенный для постройки и спуска на воду кораблей. Применение таких доков обеспечивает расширение производственной базы судостроительных предприятий, а также возможность спуска кораблей (особенно крупных) на воду методом всплытия. Длина таких доков может достигать 550 м, а ширина - 85 м, что позволяет строить супертанкеры, например, водоизмещением порядка 500000 т.
ДОЛБЛЕНКА или долбуша - лодка, выдолбленная из ствола дерева (см. чёлн).
ДОМШХОУТ или домшкоут.
1. Речное и озёрное парусно-грузовое острокильное судно, имевшее распространение в XVIII-XIX вв. в бассейне Ладожского, Онежского озёр и на р. Волга. Длина судна достигала 21 м, ширина - 7,5 м, осадка - 3 м, а грузоподъёмность доходила до 80 т и более.
2. В XIX в. домилхоутами называли речные барки на р. Свирь.
ДОНИ древнеиндийское, а затем и арабское судно типа дау с пришивными досками обшивки и далеко выступающим форштевнем. Плавно приподнимавшаяся корма заканчивалась штевнем-брусом, служившим рудер-постом. Поздние дони имели сплошную палубу. Трапециевидные рейковые паруса на грот- и бизань-мачтах под влиянием европейской культуры были заменены латинскими парусами и стакселем. Длина доходила до 30 м, ширина - до 6 м, а осадка - до 4,2 м.
ДОНИ ИНДИЙСКОЕ древнее судно. Используется более 2000 лет у побережья Индии. Древнее дони палубы не имело. Для обеспечения сопротивления бортов ударам волн, ставились поперечные балки, концы которых выходили за борта и доходили до боковых поплавков. Это судно имело трапециевидные паруса на грот-мачте и на бизань-мачте, а на позднем дони бизань- мачту заменили фок-мачтой. Обе эти мачты несли латинское парусное вооружение.
ДОННЫЙ АППАРАТ необитаемый привязной или автономный самоходный подводный аппарат, управляемый дистанционно по кабель-тросу с судна-носителя или с берега автоматически и по программе. Предназначен для выполнения различных придонных операций, таких как укладка кабеля или труб в донный грунт, расчистка акватории, а также сбора научной информации.
ДОННЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ конструкция, обеспечивающая доступ человека без водолазного снаряжения к расположенной на дне арматуре подводного нефтепромысла для её обслуживания в приемлемых для человека условиях. Впервые был применён в 1972 г. в Мексиканском заливе. Включает в себя: камеру, в которой размещена арматура, система управления клапанами и трубопроводами; транспортную капсулу для доставки рабочего персонала, которая опускается к шахте камеры. Камера обеспечивает защиту арматуры от воздействия морской воды и давления. В капсуле, снабжённой кабель-шлангом для подачи воздуха и электроэнергии с обслуживающего судна, размещается три или четыре человека, необходимый инструмент, монтажное и сварочное оборудование. Применяют на глубинах до 130 м. Ведутся разработки конструкций для работы на глубинах до 1500 м.
ДОРИ или банковая дори или глостерская дори - морская гребная рыболовная лодка, получившая распространение на Атлантическом побережье Северной Америки. Существует несколько разновидностей. Наиболее известны глостерские или банковые дори, которые использовались в середине XIX в. для промысла трески и палтуса на Ньюфаундлендской банке. Эти дори строили из дерева с заострёнными оконечностями, плоским узким днищем, значительным развалом бортов и съёмными банками для укладки лодок стопой друг в друга на палубе базовой шхуны. Такая шхуна принимала до 50 дори. Последние имели длину по килю около 6,2 м. Высокие мореходные качества привлекали к ним внимание спортсменов. В 1875 г. американец А. Енсен совершил первое одиночное плавание через Атлантику на дори Santiniell под парусами, а в 1896 г. норвежцы Ж. Гарбо и Ф. Самуэлсен пересекли океан на вёслах. Современные дори строятся из фанеры и стеклопластика. Используются для соревнований по гребле, преодолению океанского прибоя и т. п. Название нередко присваивается мореходным рыболовным и спасательным судам, снабжённым двигателем и практически не имеющим ничего общего с оригиналом.
ДОЩАНИК плоскодонное палубное судно, использовавшееся, главным образом, для транспортных целей на большинстве рек России. Передвигалось под прямым или косым рейсовым парусом, на вёслах или буксировалось. Впервые появился в Древнем Новгороде в XII-XIV вв. Строился полностью из досок и не имел обычной для того времени выдолбленной из дерева основы. Длина достигала 25 м, ширина - 6,5 м, высота надводного борта - 1,5 м, осадка -1,2 м, а грузоподъёмность колебалась от 30 до 80 т. Позднее этот тип судна распространился на Урале и в Сибири. При Петре I дощаник вместимостью до 50 человек использовался в составе Азовского флота. В устьях рек и мелководных портах применялся так называемый догрузочный дощаник, предназначавшийся для погрузки и разгрузки больших судов, стоящих на рейде. Их длина составляла от 12 до 15 м, осадка - от 0,7 до 1,1 м, а грузоподъёмность от 32 до 38 т. Приводились в движение парусами, вёслами или шестами. На юго-западе России был распространён, так называемый, казачий дощаник. Он имел штевни со значительным наклоном наружу. Оборудовался каютами в корме (нора) и в носу (кичка). Средняя часть корпуса предназначалась для грузов и невзыскательных пассажиров. Оснащался съёмной мачтой с рейковым парусом, от четырёх до шести гребными и одним рулевым вёслами. Экипаж насчитывал от двух до четырёх человек.
ДОЩАНИК
Дощаник.
ДРАГГЕР добывающее судно небольшого водоизмещения, предназначенное для добычи драгой в основном нерыбных объектов водного промысла (водорослей, моллюсков и др.) на мелководье. В качестве драггера используют сейнеры, тралботы и другие суда прибрежного лова.
ДРАКАР от датского слова Drace - дракон.
парусно-гребное военное судно викингов VIII-X в.в. Судно было беспалубным, килевым с высокими, почти вертикальными, штевнями. Его корпус делали из досок, соединённых внакрой. Дракар имел мачту с четырёхугольным парусом, рулевое весло в корме, по бортам часто укреплялись металлические щиты для защиты гребцов. Форштевень для устрашения неприятеля украшали скульптурным изображением головы какого-либо зверя, чаще всего дракона (отсюда и название судна), которое при возвращении из набега полагалось убирать. Обладали высокой мореходностью. Длина дракара достигала 40, а ширина - 6 м. Количество весел могло насчитывать 34 пары.
ДРАКАР
Дракар.
ДРАКОН деревянная, сравнительно тяжёлая яхта с очень маленькой рубкой-козырьком и просторным кокпитом. Килевой монотип. Спроектирована в 1929 г. норвежцем И. Анкером. Длина достигает 8,9 м, ширина - 1,96 м, а площадь парусности - 25,6 м². Водоизмещение яхты составляет 1,1 т. Экипаж насчитывает три человека.
ДРЕВНИЕ СУДА условное название судов, относящихся к начальным историческим периодам развития судостроения в различных странах. История судостроения насчитывает более 6000 лет. Первыми судами были сбитые из брёвен или кожаные надувные плоты, лодки-долблёнки, лодки из тростниковых связок и из кож, натянутых на деревянное основание. В некоторых районах мира судостроительное искусство достигало значительных высот.
Ассирия. Ассирийцы ограничивались плаванием по рекам Тигр и Ефрат. Они строили суда нескольких типов. Наиболее простыми были плоты из деревянных брусьев, под которыми подвязывались при помощи гибких ивовых брусьев бурдюки из козьих шкур, надутых воздухом. Более совершенные суда состояли из деревянного каркаса, обтянутого кожей или досками. Во время беспрерывных военных походов Ассирийского царства часто приходилось переправляться через реки. Как правило, простые воины переплывали водные препятствия на бурдюках из шкур, а высшие военачальники с колесницами - на специальных судах. При этом лошади плыли за кормой судна на привязи. На барельефах стен дворца в Нимруде и храма в Куюнджике условно изображены сражения ассирийцев на речных судах. По этим барельефам трудно судить об их размерах. Морского судостроения в Ассирии не имелось. В случае необходимости нанимались финикийские суда.
Ассирия
Переправа ассирийских воинов через реку.
Ассирия
Ассирийские войны, ведушие бой на речных судах.
Ассирия
Ассирийский царь Ассурбанипал переправляется через реку (VII век до н.э.).
Египет. В 5300-3500 гг. до н.э. строили папирусные гребные лодки месяцеобразного профиля, широкие, плоскодонные, с малой осадкой. Их корпус представлял собой толстый мат, сплетённый из стеблей папируса, собранных в связки. Продольная жёсткость достигалась тем, что нос и корма скреплялись между собой канатом, который поддерживался несколькими невысокими мачтами. На корме располагалось рулевое весло. Древние суда начали строить в период Древнего царства в четвёртом тысячелетии до н.э. Внешне они повторяли папирусные лодки. Их наибольшая длина достигала 30 м, а ширина - 4 м. Изображение подобного судна найдено в гробнице Сахоры в Мемфисе. Киль был внутренним, к нему крепились поперечины, а к последней - обшивка па деревянных шипах. Суда строили из коротких досок, выпиленных из низкорослых акаций и смоковниц. Для плавания в море корпус подкреплялся - в носовой и кормовой частях ставили поперечные балки с выступающими концами, соединённые между собой канатом-стяжкой, идущим по внешней стороне бортов. Между балками по-прежнему натягивался продольный канат, поддерживаемый мачтами-стойками. По бортам шёл один ряд гребных весел. На корме устанавливались рулевые весла в уключинах. Мачта была двуногой, заваливающейся, со штанговым креплением. Высокий, узкий прямоугольный парус крепился к одному рею. Во время Нового царства, с II тыс. до н.э. появился новый материал - длинные стволы ливанского кедра, и конструкция египетских судов несколько изменилась. Наибольшая их длина достигала 40 м, а ширина - 6,5 м. Исчез внешний канат-обвязка. Поперечные балки ещё больше выступали из обшивки. Сохранились продольный канат-стяжка и внутренний киль. Парус стал низким и широким. Теперь он крепился на двух реях - верхнем и нижнем. На корме стояли два рулевых весла. Изображение такого судна, датируемое 1525-03 г.г. до н.э., было найдено в Дейр-эль-Бахри в храме Хатшепсут.
Египет
Древние суда Египта:
а) папирусная лодка-плот;
б) судно 2700 г. до нашей эры;
в) судно 1600 г. до нашей эры (с древних фресок).
Финикия. Финикийцы с третьего тысячелетия до н.э. строили большие морские суда с низким бортом, высоким носом, прямоугольным парусом и гребными вёслами. Корпус перекрывали палубой. Строительство таких судов достигло расцвета в начале первого тысячелетия до н.э. В значительной мере этому способствовали богатые запасы в Финикии ливанского кедра, а также развитие политики торговой экспансии. В Финикии впервые в мире суда стали подразделяться на военные и торговые. Древние считали, что первое торговое судно построил финикиец Гипп в городе Тир (Сур). На торговых судах имелись подпалубные грузовые помещения, весла шли по бортам в один ряд. Одна мачта укреплялась вантами, несла широкий четырёхугольный парус. Длина судна достигала 32 м, а ширина - 5 м. На корме имелось рулевое весло. Финикийцами строились и небольшие рыболовные суда - кумбы. Невысокая прочная мачта несла большой, прямоугольный парус, простёганный для прочности кожаными ремнями. В корпусе, нередко заливаемом водой, перевозили обычно амфоры, плотно залитые воском или асфальтом, в зависимости от характера груза. На верхней палубе крепили наиболее ценные, не боявшиеся воды грузы. Носовая часть была окована железом, защищавшим корпус от ударов кораблей неприятеля. Военный финикийский корабль представлял собой парусно-гребное судно VIII в. до н.э., предназначенное для защиты от многочисленных в те времена пиратов. Его корпус имел малую высоту борта и чашеобразную форму. Устанавливался таран, весла шли в два ряда - один над другим, корма и нос были высокими. Нос, как правило, украшался изображением лошадиной головы. Обшивка была выполнена из досок. Настил палубы устанавливался на многочисленных опорах и обносился перилами соединяла носовую площадку с кормовой. В 1000-1500 гг. до н.э. военные корабли получили узкий корпус, с обшивкой вгладь, мощными штевнями и бархоутами, идущими по всему периметру. Палуба для воинов была поднята на стойках в виде платформы. Она закрывалась фальшбортом, на котором навешивались щиты. Массивные кормовые и носовые весла существенно отличали судно от подобных судов того времени. Их наличие позволяло кораблю менять курс на 180º, не разворачиваясь. Это значительно увеличивало манёвренность. Во II в. до н.э. такое расположение рулевых весел ввёл киевский князь Изяслав на своих боевых ладьях. Кроме того, в бою эти весла прочно скреплялись с корпусом и играли роль таранов. Мачта была съёмная.
Финикия
Финикийское торговое судно.
Греция. На берегах Эгейского моря судостроение зародилось в VIII-VII вв. до н.э. Суда имели киль, фальшкиль, штевни и шпангоуты. Для их постройки применялись дефицитные материалы: дуб (киль), акация (шпангоуты), сосна (рангоут) и бук (обшивка). Поясья обшивки крепились деревянными штырями или бронзовыми гвоздями. Она была переменной толщины - наиболее толстые поясья шли у киля, по скулам и на уровне палубы. Дейдвуд заполняли деревянными брусками. Корпус ниже ватерлинии смолили или покрывали свинцовыми листами. Весь корпус красили и натирали жиром. В качестве балласта использовали песок. Для защиты от волн устанавливали холщовый фальшборт. Значительными были различия между торговыми и военными судами. Свои торговые корабли греки строили по образцу судов финикийцев и критян. Поскольку у греков не было смоляных и ряда других материалов, необходимых в кораблестроении, они были вынуждены заказывать свои корабли в финикийском порту Тир. Там строили короткие и широкие суда (отношение ширины к длине составляло 1:4). Малые торговые суда, ходившие между островами Эгейского моря, из-за мелководья тамошних портов имели малую осадку. Их водоизмещение колебалось от 10 до 15 т. Более крупные корабли, рассчитанные на дальние плавания, имели водоизмещение от 200 до 300 т. Судя по кривизне кормы, эти корабли на ночь вытаскивались на берег. У них были усовершенствованные надводные борта с решетчатыми ограждениями и боковые трапы. Мачта ставилась в середине судна и несла пёстрый грот. Рулевое управление осуществлялось одним или двумя вёслами, закреплёнными на корпусе корабля. При хорошем ветре, такое судно развивало скорость до 5 уз. Греки ввозили очень много товаров и хлеб с черноморских берегов, из Египта и Сицилии, а вывозили вино, растительное масло, мёд и ремесленные изделия. Большинство продуктов перевозилось в амфорах; ёмкость греческой амфоры составляла в среднем 19,4 л. Полная грузоподъёмность торговых судов равнялась 10000 амфор римского образца (26,2 л). Обломки греческого торгового судна, имевшего на борту 10000 амфор, после Второй мировой войны были обнаружены французскими водолазами возле Марселя. Судно имело 26 м в длину и 12 м в ширину. Оно затонуло в 145 г. до нашей эры. На носу таких судов ставилась вторая наклонная мачта, она была ниже первой и несла прямоугольный или треугольный парус, особенно удобный в бурю. Главная мачта несла четырёхугольный парус на рее. К нокам рея от топа мачты шли топенанты, рей фиксировался брасами. В пространстве между реем и топенантами иногда ставили дополнительный небольшой парус. Передняя мачта имела наклон в сторону носа и явилась предшественницей бушприта. Это позволяло судну плыть при боковых ветрах. Форма паруса была прямоугольной или трапециевидной. На уровне палубы проходил мощный брус - паралос, на котором были постоянно закреплены два рулевых весла. Грузовое судно со сплошной палубой было впервые построено на о. Фасос. Существовало несколько типов торговых судов - лемб, келет и керкур. В V в. до н.э. в Афинах были построены специализированные суда для перевозки лошадей. Военные корабли греков назывались по количеству рядов весел - монера, диера, триера и тетрера. Основную часть флота составляли триеры. По свидетельству Плиния Старшего, в III в. до н.э. Птолемей Филопатор построил судно с четырьмя десятками рядов весел - тесаконтера с корпусом длиной 124 м, шириной - 17 м и высотой надводного борта - 22 м. В Коринфе был создан бронированный военный корабль - катафракт.
Древний Рим. В середине III в. до н.э. начало быстро развиваться судостроение на Апеннинском полуострове. Прототипами римских судов послужили суда Греции и Карфагена. Основной причиной быстрого развития римского флота явились Пунические войны. В последние столетия его рост стимулировался политикой Римского государства. Военные корабли Рима, как и Греции, получили название в зависимости от числа рядов весел: бирема, трирема, квадрирема, квинквирема и т.д. Основную часть флота составляли квинквиремы. Для борьбы с пиратами и для патрульной службы были созданы лёгкие, быстроходные корабли с одним рядом весел и одной мачтой - либурны. Торговые суда строились из пинии, обшивка крепилась на деревянных шипах, подводная часть покрывалась шерстью, тировалась (смолилась), а затем обкладывалась свинцовыми листами на медных гвоздях. Иногда суда имели несколько килей. На палубах устанавливались примитивные грузовые стрелы. Количество мачт доходило до трёх. Прямоугольные паруса крепились на двух реях. В первые века нашей эры римляне стали применять треугольный латинский парус. Они впервые стали прорезать клюзы в носовых скулах
Древний Рим
Древние суда Рима:
а) либурна;
б) римское грузовое судно (с древних фресок).
Византия. Византийцы строили суда, используя опыт римлян. В VIII в. до н.э. преобладающим стал латинский парус. Основой флота стали дромоны - прообраз строившихся впоследствии арабами дау. Существовали и небольшие вспомогательные суда - памфило и селандии. Из торговых судов известны: акатия - имевшее значительную длину, одну или две мачты с прямоугольным парусом; усиера - большое двухпалубное двухмачтовое судно с латинским вооружением и двумя боковыми рулями. В Византии практически закончилось формирование типа средиземноморской галеры, которая прослужила до конца XVIII в. Основы для создания такой галеры были заложены ещё в Древней Греции. У византийцев это судно носило название галея. Ряд усовершенствований был внесён византийцами в конструкцию рангоута и бегучего такелажа. В частности, для латинского паруса ими был изобретён косой рей, передний конец которого подтягивался к форштевню. К мачте рей крепился наклонно в нижней своей трети. Византийцами был изобретён и гафель, к которому крепилась верхняя шкаторина паруса.
Северная Европа. В VIII в. морскими народами Северной Европы были созданы так называемые суда викингов, ставшие прототипами судов последних эпох в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Среди военных кораблей викингов известны: лангскипп, дракар, снеккар и холькер, а среди торговых - кнорр и карф. Нос и корма всех судов были одинаковыми, что позволяло маневрировать на вёслах, не разворачиваясь. Суда обладали хорошими мореходностью и остойчивостью при осадке до 1,5 м. На их форштевнях укреплялись головы драконов или змей, изготовленные из бронзы или дерева. Мачты покрывались резьбой и позолотой. Каждая доска обшивки окрашивалась в свой цвет, паруса были пурпурными или полосатыми. Судостроительный материал викингов - дуб, липа, ясень и ель. Конопатили суда тканью, пропитанной берёзовой смолой или смолёным шерстяным жгутом. Весь такелаж состоял из растительных концов. Обшивка крепилась внакрой. Одними из первых викинги стали соединять между собой поясья обшивки железными заклёпками. Они же стали впервые применять и составные штевни. Другим новшеством были железные якорные цепи, железные якоря с деревянным штоком и якоря-кошки.
Океания и Полинезия. В X-XII в.в. произошёл расцвет судостроительного искусства на о-вах Тихого океана. Инструментами полинезийцам служили каменные орудия, раковины и акульи зубы. Первые суда они стали строить ещё около 2000 лет назад. Это были примитивные лодки-долблёнки. Нехватка островных земель и рост населения побуждали тихоокеанские народы к поиску новых мест обитания. Возникла потребность в новых морских судах. Из имеющихся примитивных средств родились совершенные лёгкие океанские суда. Первоначально две лодки стали соединять между собой поперечными брусьями. На них устанавливали палубу с примитивной надстройкой и мачту. Такое судно получило название катамарана. На основе этой конструкции возник чисто полинезийский тип судна. Параллельно основному корпусу на расстоянии нескольких метров крепился противовес (балансир) - древесный ствол. При движении он всегда находился с наветренной стороны. Нос и корма судна были одинаковой формы, что позволяло маневрировать без поворота. Движителями являлись парус и короткие весла-гребки. В качестве руля использовалось длинное весло. Суда ходили круто к ветру и развивали при этом значительную скорость. Надводные борта наращивали, нашивая на них доски. Якоря изготавливали из камня. Длина судна доходила до 25 м.
ДРЕДНОУТ от англ. слова dreadnought - неустрашимый.
первый линкор XX в. (см. линейный корабль), чьё название стало нарицательным для кораблей данного класса, пришедших на смену эскадренным броненосцам в начале прошлого столетия.
ДРЕДНОУТ
Линейный корабль британских ВМС Dreadnought.
Построен в 1905-1906 г.г. на казённой верфи в Портсмуте. Первый в мире турбинный линейный корабль, главная артиллерия которого состояла из одних 305-мм орудий (крупнейших в тот период). Артиллерийское вооружение дополняли 27 76,2-мм противоминных орудий, установленных незащищено на надстройках и крышах башен. Dreadnought положил начало «дредноутной эры» в постройке линейных кораблей. После его появления все эскадренные броненосцы, в том числе и те, что в тот период находились в постройке, утратили боевое значение. Участвовал в Первой мировой войне. В ходе боевых действий таранным ударом потопил немецкую ПЛ U-29, которая торпедировала и потопила три британских броненосных крейсера - Hogue, Cressy и Aboukir. В 1919 г. линкор был выведен в резерв, а в 1922 г. - продан на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 20730 т; 160,74×25,03×9,09 м; 18 ПК + 4 ГТЗА суммарной мощн. 23000 л.с.; полн. скорость хода - 21 уз; дальн. плавания - 4340 миль (10 уз). Бронирование: гл. пояс - 102-279 мм; траверзы - 203 мм; барбеты башен орудий гл. калибра - 279 мм; башни орудий гл. калибра - 279 мм; боевая рубка - 279 мм, нижняя палуба (скосы) - 43 (68) мм; средняя палуба - 48 мм.
Вооружение: 5×2 305-мм АУ; 27×1 76,2-мм противоминных орудий; 5 пулемётов; 5 надводных 457-мм ТА.
ДРЕЙФУЮЩАЯ СТАНЦИЯ плавучая научно-исследовательская станция (лаборатория) в арктических зонах, недоступных для свободного плавания надводных судов. Предназначена для комплексных океанологических, метеорологических, аэрологических и др. исследований. Под площадку для дрейфующей станции используются прочные поля многолетних морских льдов или ледяные острова. Лагерь для неё - своеобразный посёлок из домиков, палаток, павильонов и др. инженерных сооружений. Высадка персонала, доставка оборудования и эвакуация станции производится в основном с помощью самолётов или ледоколов. Первая дрейфующая станция «Северный полюс» (СССР) была основана в 1937 г. вблизи географического Северного полюса.
ДРЕЙФУЮЩИЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ обитаемый или необитаемый автономный подводный аппарат, совершающий плавание в подводном положении в толще воды, под действием морского течения, (без работы двигателей) с целью сбора научной информации.
ДРИФТЕР или логгер, от англ. слова drift - дрейф.
рыболовное судно, предназначенное для ловли рыбы дрифтерными сетями в прибрежных или океанических районах. Особенности архитектуры судна - низкий надводный борт и свободная палуба в носовой части для механизмов, выбирающих сети.
ДРОМОН парусно-гребное судно Средиземного моря (Византии и Арабского мира), пришедшее на смену биремам и либурнам. Впервые оно было спущено на воду около VI в. нашей эры и продержалось, в нескольких разновидностях, до XII в. Об этом судне сведений мало. Одна византийская рукопись, датируемая 850-м годом, содержит гравюру, изображающую дромон того времени. Его конструкция напоминает конструкцию биремы с двумя рядами гребцов. Дромон имел две мачты с латинскими парусами. Но самые первые суда этого типа имели один ряд гребцов, скорее напоминая либурну с одной мачтой. Позднее появились крупные двух- и трёхмачтовые дромоны. Их длина варьировала от 30 до 50 м, а ширина - от шести до семи метров. На корме было два румпеля - у каждого борта свой. В плане дромоны имели заострённую форму и были весьма быстроходны. Экипаж насчитывал, в зависимости от размеров, от 100 до 300 человек. Киль оканчивался, как и у биремы, погруженным в воду тараном, а главным его вооружением были катапульты, метавшие огненные снаряды на большое расстояние. В носовой и кормовой частях судна размещались приподнятые палубы для стрелков из лука. Мощные, тяжёлые катапульты имели возможность кидать снаряды весом в 500 кг на дистанцию до одного километра. Вооружались дромоны также лёгкими огнемётами - сифонофорами, которые заливали корабли противника жидкой горящей массой (греческий огонь), состоявшей из гудрона, серы и селитры, растворённых в нефти. При малейшем контакте с водой жидкость вспыхивала. Такой пожар только разгорался при тушении водой, и гасили его лишь вином, уксусом или песком. Точный состав этой смеси, как и конструкция вооружения, не дошли до нас. От таранов противника дромоны были защищены металлической броней.
ДУБ парусное промысловое судно прибрежного плавания, применявшееся в северо-западном Причерноморье и устьях рек Днепра, Дона и Буга. По конструкции - килевое судно с закруглёнными скулами, прямым наклонным форштевнем, транцевой кормой и навесным рулём. На двух мачтах нёс по рейковому парусу, на бушприте - кливер. Длина судна доходила до 20 м, ширина-до 7 м. высота борта-до 1,8 м, а грузоподъёмность - до 100 т. Для подвоза грузов к стоящим на рейде большим судам применялся так называемый догрузный дуб - парусно-гребное плоскодонное судно со съёмной мачтой и рулевым веслом.
ДУБ
Дуб.
ДУБЕЛЬ-ШЛЮПКА гребное палубное судно российского флота второй половины XVIII в. Его длина достигала 25 м, ширина - 6 м, а осадка -2 м. Имело до 20 пар весел, одну съёмную мачту с прямым парусом, от семи до 15 небольших пушек. Использовалось для боевых действий в прибрежных районах, лиманах и в устьях рек.
ДУБИВКА парусная рыбацкая лодка, предназначенная для лова рыбы сетями, неводом или крючковой снастью. Была распространена на Чёрном и Азовском морях. Длина судна достигала семи, ширина - около 1,6, высота борта - 0,7, а осадка - 0,4 м. Его грузоподъёмность составляла около 2 т, а экипаж мог насчитывать семь человек.
ДУБОК парусно-гребная рыбацкая лодка со шпринтовым парусом, встречавшаяся на Чёрном и Азовском морях. Длина судна достигала 10 м, ширина - около 2,5 м. Его грузоподъёмность составляла порядка 3-3,5 т, а экипаж мог насчитывать пять человек.
ДУНГЬЯХ индийское парусное судно XVII-XIX вв. типа дау с коротким килем и далеко выступающим форштевнем. На слегка наклонённой мачте ставился трапецеидальный парус. От судов португальских мореплавателей (караки и каравеллы) заимствованы высокие борта, кормовая надстройка, навесной руль. Благодаря такой комбинации - быстроходных дау и неповоротливых португальских судов - дунгьях при малой длине (20-30 м) по отношению к ширине и высоте имели хорошие мореходные качества.
ДУШЕГУБКА небольшая узкая плоскодонная лодка, выдолбленная из целого ствола дерева (см. чёлн).
ДХАУ см. багала.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика