Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
САВЕЙРО см. алваренго.
САЕТТА или саеттия - арабо-алжирская парусно-гребная лодка с одной мачтой и латинским парусом, длиной около 15 м.
САЙК парусное судно Турции, использовавшееся с XVIII в. для перевозки торговых грузов. Это полуторамачтовое судно имело парусное вооружение, подобно гукеру. Грот-мачта, стоявшая посередине корпуса, имела два прямых паруса с реями. Бизань-мачта была короткой. По своим обводам были аналогичны самбуком Красного моря. Длина - около 30 м. Грузоподъёмность - до 300 т.
САЙК
Сайк.
САКОЛЕВА небольшое парусное торговое судно, встречавшееся в Эгейском и Чёрном морях. Имело до трёх мачт, одну с прямыми парусами, остальные - с косыми. Длина - 12-15 м, ширина - 3,5-5 м.
САКОЛЕВА
Саколева.
САЛАМБА манильский плот из бамбуковых стволов.
САМБУК 1. Гребное боевое судно Древнего Рима, представлявшее собой две квинкиремы, соединённые помостом, на котором находилась лестница с платформой наверху. Изобретён в III в. до нашей эры римлянами при осаде Сиракуз, которые со стороны моря имели высокие стены.
2. Арабское парусное судно, встречавшееся в Красном море и Персидском заливе. Имеет две мачты с косыми парусами. Длина - около 23 м, ширина - около 5 м, водоизмещение - до 80 т.
САМБУК
Самбук.
САМЕНА самосское судно с обрубленным носом в форме свиного рыла, широкое и глубокосидящее. Судно было быстроходным и поднимало большие грузы. Имело применение за сотни лет до н.э.
САМОПОДЪЁМНАЯ ПЛАВУЧАЯ БУРОВАЯ УСТАНОВКА гидротехническое сооружение, устанавливаемое над поверхностью моря на колоннах, задавленных в грунт. Состоит из водоизмещающего корпуса (понтона), опорных колонн (трёх или четырёх), буровой вышки и подъёмных механизмов. В корпусе находятся помещения для механизмов, оборудования, запасов и каюты экипажа. С неё ведут разведочное бурение на глубинах моря от 15 до 120 м. Высоту подъёма корпуса (клиренс) выбирают с учётом максимальной высоты волн и приливов. В 1966 г. была построена первая отечественная СПБУ Апшерон. Она имела четыре опорные колонны и проводила бурение скважин до 1800 м, при глубине моря 15 м.
САМОХОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ ПРИВЯЗНОЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ в отличие от обитаемого привязного подводного аппарата, данный аппарат оснащён расположенными побортно движителями, специальной аппаратурой (системой регулирования плавучести, видеозаписывающей аппаратурой и т.д.), а манипуляторы управляются не мускульной силой оператора, а с помощью усилителей. Благодаря этим усовершенствованиям может решать расширенный круг задач. В частности, выполнять судоподъёмные и археологические работы, ликвидировать последствия аварий на морских нефтепромыслах и т.п. Как правило, корпус выполнен из армированного пластика, а по его торцам находятся алюминиевые кольца, к которым крепятся передний прозрачный акриловый колпак и задняя крышка из алюминиевого сплава.
САМПАН от китайского шан-пан - три доски.
общее название небольших восточно-индийских, малайских, китайских и японских парусно-гребных лодок, применявшихся для рыбной ловли в море и транспортировки людей и грузов по рекам. Существует множество местных типов. Китайские сампаны оснащены одним люгерным парусом с большим количеством лат. Корпус плоскодонный, клинообразный в плане, с выдвижным килем в носу. В безветрии приводится одним кормовым веслом. Японские сампаны имеют длинный острый нос, транцевую корму, широкий толстый киль. Широко были распространены на дальневосточном побережье России, где их часто называли шампуньками. Длина достигала 9 м, ширина - 3 м.
САМПАН
Китайский сампан.
САНДАЛ 1. Лодка или шлюпка на турецком парусном корабле, вмещавшая до шести человек.
2. Двухвесёльная турецкая гребная лодка для перевозки людей.
САНДАЛЕ арабское одно- или двухмачтовое судно XIX-XX в.в., предназначенное для рыболовства и прибрежных плаваний. Имело латинскую парусную оснастку. Длина - около 12 м, ширина - 3 м.
СВОЙСКАЯ ЛОДКА парусно-гребная рыбацкая лодка, распространённая на Каспийском море, для прибрежного морского лова. Имела две мачты с рейковыми парусами, крытые бак и ют. Отличалась малой осадкой (до 0,45 м) и передвигалась во время лова при помощи шестов. Экипаж - четыре человека. Называлась свойской из-за дешевизны.
СЕЙНЕР от англ. seine - кошельковый невод.
рыболовное судно, ведущее лов кошельковым (закидным) неводом. Отличается наличием рабочей (сейнерной) поворотной площадки, на которой осуществляются операции с неводом. Водоизмещение достигает 500 т, длина - 50 м, скорость хода - 12 уз.
СЕЙНЕР-ТРАУЛЕР рыболовное судно, имеющее помимо кошелькового промыслового устройства и траловое. Такое сочетание позволяет ему лов как пелагических, так и донных рыб, снимает сезонные ограничения, повышает эффективность.
СЕЙНЕР-ТРАУЛЕР
Советский (российский) сейнер-траулер типа Альпинист (пр. 503).
В 1971-1995 г.г. на трёх отечественных ССЗ было построено 283 сейнера-траулера типа Альпинист различных модификаций. Некоторые из них продолжают эксплуатировать в Дальневосточном, Северном и Западном бассейнах Мирового океана. Суда этого типа предназначены для лова рыбы кошельковым неводом, донными и пелагическими тралами по кормовой схеме траления, а также лова сайры на электрический свет, охлаждения улова в рефрижераторном трюме.
ТЭ: водоизмещение - 1200 т; 46,2×10,5×5,3 м; 1 дизель-редукторный агрегат (ДРА) мощн. - 1320 л.с.; скорость полн. хода - 12,6 уз; экипаж - 29 чел.
СЕЛАНДИЯ небольшое судно Византии.
СЕНАУ парусное судно XVIII в., одна из разновидностей брига. Имело две мачты. Грот-мачта была вооружена прямоугольным парусом, а фок-мачта несла бригантину. Отношение длины к ширине составляло 3,6:1. Длина достигала 25 м, ширина - 6,6 м, осадка - 3,3 м, водоизмещение - 432 т. Экипаж насчитывал 16 чел.
СЕНТИРЕМА судно древней Греции, имевшее семь рядов вёсел. Являлись дальнейшим развитием пентеры. Изначально сентиремой называли судно, имевшее один ряд вёсел, на каждом из которых было семь человек, а позднее - судно, имевшее два ряда вёсел в носовой части, три - в середине и два - в корме. Итого, семь рядов вёсел. Римский писатель Квинт Курций говорит, что Александр Македонский построил на Евфрате против персов флот, состоящий из сентирем. Однако невозможно представить, что на неглубокой и извилистой реке стали бы строить суда в несколько ярусов вёсел.
СЕТЕВОЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ см. заградитель.
СЕТЕПОДЪЁМНИК небольшое деревянное моторное судно, работавшее на береговую или плавучую базу, для лова частиковой рыбы ставными жаберными сетями. Получив на базе сети, судно шло к месту лова. Экипаж ставил сети, затем выбирал ранее поставленные сети и складывал их в трюм. Выполнив эти операции, сетеподъёмник возвращался в базу. Как тип судна, сетеподъёмник был обязан своему появлению сетеподъёмной машинке, образец которой был завезён в нашу страну из США в 1928 г. В весеннюю путину 1932 г. на Северном Каспии участвовало пять сетеподъёмников, но эффективность судов оказалась невысокой, и впоследствии их перевели на лов сейнерными неводами. К идее сетеподъёмника вернулись в нашей стране в середине 40-х годов прошлого столетия. В частности, были разработаны проекты малого и большого сетеподъёмника. Первый развивал скорость хода 7 уз. В его носовой части размещался кубрик, в средней - трюм, а в кормовой - моторное отделение. Экипаж судна насчитывал шесть человек. В носовой части палубы с правого борта была установлена сетеподъёмная машинка, а на свободной кормовой площадке находились ящики для выметки сетей. На большом сетеподъёмнике помимо главного двигателя мощностью 50 л.с., работавшего на гребной винт, устанавливался вспомогательный силовой агрегат (дизель-динамо) мощностью 1,8 кВт. Сетеподъёмники работали на Каспийском море совместно с плавучими базами-матками. Эти базы обслуживали до десятка сетеподъёмников. Они переоборудовались из металлических или деревянных морских несамоходных барж длиной 50-60 м.
СЕТЕПОДЪЁМНИК
Малый сетеподъёмник.
СКАМПАВЕЯ от итал. scampare - исчезать и viaпрочь.
малая галера, боевой быстроходный корабль русского галерного флота XVIII в. Предназначалось для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десантов, разведки и охранения при действиях в шхерах. Скампавеи имели длину до 30 м, 12-18 пар весел и одну-две мачты с треугольными парусами для использования попутного ветра. Вооружение состояло из двух-четырёх пушек малого калибра, установленных в носовой части. Могла принимать до 150 матросов и солдат для абордажного боя или десанта.
СКАУ 1. Английский лихтер или прам с плоским днищем и угловатыми скулами, использовавшийся в XIX в. для разгрузки глубоко сидящих судов на рейде и для перевозки людей и грузов вблизи берега. Ходили на буксире или на вёслах.
2. Североамериканский швертбот наподобие прама с двумя скуловыми швертами, плоским днищем, прямым носом и кормой. Палуба в носу и корме понижается. Благодаря своей форме, напоминающей глиссерную, с попутным ветром развивает под парусом высокую скорость.
СКАФ древнеримское 40-вёсельное парусно-гребное судно, используемое для разведки и перехвата посыльных или продовольственных судов.
СКАФАНДР от греч. skaphe - лодка и androsчеловек.
комплект изделий водолазного снаряжения, образующий водогазонепроницаемую оболочку, изолирующую водолаза от воды. Обычные скафандры не изолируют человека от давления воды. Жёсткие скафандры не только изолируют человека от воды, но и от её давления. Они представляют собой металлическую оболочку с трубчатыми шарнирными конструкциями для конечностей человека. Для выполнения различных работ они оснащены простейшими манипуляторами.
СКАФАНДР
Британский жёсткий скафандр WOSP.
СКЕДИЯ в Древней Руси VI-XI в.в. любое судно. То же самое, что и корабль или ладья.
СКИФ от англ. skiff - ялик.
плоскодонная гребная лодка с наклонным форштевнем и широким транцем, получившая распространение в низовьях больших рек и в мелководных заливах Северной Америки. Днище имеет плавный изгиб по длине лодки с небольшим подъёмом к транцу, борта выполнены с развалом наружу. Днище обшивается поперечными досками и не имеет набора, борта обшиты продольными досками. Отличается лёгкостью хода при малой осадке и большой грузоподъёмностью.
СКИФ
Скиф.
СКЛАД ПЛАВУЧИЙ самоходное или несамоходное судно технического флота, предназначенное для хранения и доставки по назначению расходных материальных средств.
СКУТЕР от англ. scoot - мчаться.
одноместное гоночное судно с подвесным мотором. В отличие от спортивной моторной лодки размерения и обводы не ограничиваются правилами соревнований.
СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СУДНО гражданское судно для материально-технического обеспечения (МТО) флота и служб, организующих их эксплуатацию. Эти суда могут обеспечивать потребности других судов флота и выполнять самостоятельные работы. К ним относятся: ледоколы, буксиры, спасатели, пожарные, водолазные, патрульные, суда обеспечения подводно-технических работ и т.д.
СНАГ-БОТ судно для очистки фарватеров рек от находящихся под водой коряг (карчей), имевшее распространение в Северной Америке.
СНАК см. шмак.
СНЕККАР или судно-змея - парусно-гребное судно норманнов VI-VIII в.в. Аналог дракара, но меньших размеров.
СОЙМА от фин. soima.
небольшое парусно-гребное грузовое или промысловое судно, распространённое с XI в. в Финском заливе Балтийского моря и на Ладожском озере. Длина колебалась от 5 до 12 м, грузоподъёмность - от 10 до 15 т, экипаж - от 2 до 3 человек. Имела две короткие мачты-однодеревки со шпринтовыми парусами, иногда кливер. Носовая мачта располагалась почти у форштевня, кормовая - в средней части судна. Корпус имел наибольшую ширину к носу от мидель-шпангоута. Форштевень и киль делали из одного елового ствола с корнем, остальной набор крепили внакрой - вицей. Большие соймы имели палубу с люками и трюмы. В носовой части хранили провизию и судовое имущество, средняя палуба предназначалась для грузов, в корме размещался экипаж. Рыбацкие соймы не превышали в длину 6 м, были беспалубными и иногда имели садок с прорезями в подводной части корпуса для перевозки живой рыбы. В XIII- XV в.в. древние новгородцы на соймах, строившихся в Старой Ладоге, ходили в далёкие морские путешествия. Позднее соймы распространились и на Мурманское побережье. В XVIII в. строились и заказывались Петром I в Финляндии для перевозки войск. Всего при нем было построено более 300 таких судов. Строительство грузовых сойм продолжалось до конца XIX в.
СОЛИНГ от англ. soling.
олимпийская гоночная яхта. Имеет пластмассовый корпус, изготовленный в стандартной форме (матрице), что позволяет обеспечить сравнительно высокую идентичность обводов. Конструктор яхты - норвежец Г. Линге. Длина достигает 15 м, ширина - 1,9 м, осадка (по корпусу) - 1,3 м, площадь парусности - 21,7 м², водоизмещение - 1 т. Экипаж может насчитывать три человека.
СОСТАВНОЕ СУДНО самоходное морское или речное судно, которое в процессе эксплуатации может быть разделено на несколько частей. Наиболее распространены те, которые делятся на две секции: грузовую (ГС) и энергетическую (ЭС). По типу счаливающего устройства различают с жёстким, полужёстким и гибким счалами. Жёсткий тип счала обеспечивает прочное соединение в условиях неограниченного плавания. Современные счалы полужёсткого типа допускают взаимные угловые перемещения ГС и ЭС в вертикальной плоскости и обеспечивают надёжную эксплуатацию при силе ветра до 7-9 м/сек и высоте волн до 2 м. Прототипом послужили баржебуксирные составы, перевозившие грузы на реках и озёрах. В настоящее время эксплуатируется значительное количество морских составных судов, которые перевозят лес, руду, уголь, зерно, удобрения и др. грузы между речными портами Европы, Азии и Америки.
СОСТАВНОЕ СУДНО
Советское составное судно типа Р-600 с гибким счаливаюшим устройством.
Предназначалось для эксплуатации на малых реках с глубиной фарватера не менее 1 м. Было рассчитано на перевозку тарно-штучных грузов на поддонах, контейнеров массой до 20 т, лесоматериалов в пакетах, навалочных и насыпных грузов, а также гусеничной и колёсной техники.
ТЭ: грузоподъёмность: ЭС - 280 т; ГС - 311 т; длина: ЭС - 52,3 м; ГС - 42,0 м; ширина - 9,0 м; осадка в грузу - 0,8 м; 2 ДД суммарной мощн. 440 кВт; скорость хода - 12-14 уз; экипаж - 7 чел.
СПАСАТЕЛЬНАЯ КАПСУЛА коллективное спасательное средство на морских буровых платформах или судах. Имеет сферическую, сигарообразную или другую форму, уменьшающую удар о воду при её сбрасывании в аварийной ситуации. Изготовляется из стеклопластика с наружным покрытием оранжевого цвета. Купол имеет шарнирные двери, люки, иллюминаторы, вентиляционные трубопроводы, противопожарную и клинкерную системы, поручни, а также подъёмное устройство. По внешнему периметру капсулы закреплён спасательный леер. Оборудуется дизельным двигателем, обеспечивающим скорость до 6 уз. Спусковое устройство в виде выстрела позволяет быстро спустить на воду и поднять капсулу. Вместимость различна: большие капсулы вмещают до 50 чел. Сиденья оборудованы страховочными ремнями.
СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО см. аварийно-спасательное судно.
СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО
Спасательное судно русского Императорского флота Волхов.
Было построено в 1915 г. Обществом Путиловских заводов в Санкт-Петербурге. Предназначено для подъёма затонувших ПЛ, с глубин до 80 м и проведения различных подводных работ. Представляет собой катамаран с четырьмя фермами, расставленными на равном расстоянии друг от друга и высотой пролёта 10,5 м. Возвышение ферм 22,5 м. Подъёмная сила 4-х главных гиней составляет не менее 1000 т. Продолжает оставаться в составе ВМФ РФ. В 1922 г. было переименовано в Коммуну.
ТЭ: водоизмещение порожнем - 2930 т; 96,0×18,6×4,3 м; 2 ДД суммарной мощн. 1200 л.с.; скорость полн. хода - 12 уз; дальн. плавания - 4000 миль (8 уз); экипаж - 94 чел., в том числе 24 водолаза.
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ самоходный, автономный обитаемый подводный аппарат, предназначенный для проведения спасательных операций в подводном положении, в т.ч. для спасения экипажей затонувших ПЛ или потерпевших аварию подводных лабораторий. Снабжён системой поиска и наведения на объект работ, манипуляторами с набором сменных инструментов, а также стыковочным устройством для посадки на комингс-площадку ПЛ, подводной лаборатории или палубной декомпрессионной камеры. Имеет систему для придания при посадке тех же углов крена и дифферента, что и у аварийного объекта. Спасаемый экипаж после посадки аппарата на аварийный объект переходит в него через шлюзовую камеру и транспортируется на судно-носитель. В район погружения аппарат доставляется надводными или подводными носителями.
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ
Спасательный подводный аппарат советского ВМФ пр. 1855 и его носитель - ДЭПЛ пр. 940.
Спасательный подводный аппарат (СПА) предназначался для «сухого» способа спасения экипажей затонувших ПП с глубин до 500 м. Всего в Ленинграде в 1979-1983 г.г. было построено шесть таких аппаратов. Их носителями являлись две ДЭПЛ пр. 940, которые были построены в 1974-1979 г.г. на ССЗ им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Каждая из ДЭПЛ пр. 940 несла на борту по два СПА, размещённых позади ограждения выдвижных устройств, в специальных нишах развитой надстройки. При необходимости СПА пр. 1855 могли погружаться на глубины до 1000 м.
ТЭ: ДЭПЛ пр. 940: водоизмещение полн. - 6720 т; 106,0×9,7×7,4 м; 2 ДД суммарной мощн. 8000 л.с. + 2 ГЭД суммарной мощн. 1200 кВт + 1 ГЭД эконом, хода 140 л.с.; скорость хода полн. подв. - 15 уз; скорость хода надв. - 12 уз; дальн. плавания подв. - 85 миль (4 уз); дальн. плавания надв. - 5000 миль (13 уз).
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ СУДНО судно, выполняющее определённые задачи или приспособленное для перевозки конкретного вида груза.
СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ самоходный, автономный, обитаемый подводный аппарат, используемый в спортивных или коммерческих целях, в частности для показа туристам подводной фауны и флоры. Могут принимать на борт до 40 пассажиров, размещаемых в салоне, снабжённых иллюминаторами по числу пассажиров и соответствующим количеством забортных светильников. Водоизмещение - до 220 т. Вместимость - до 48 чел.
СТЛАТТ древнегреческое торговое судно.
СТОЛБОВАЯ ФУЧЖОУ-ДЖОНКА парусное морское судно Китая средних веков, дошедшее и до настоящего времени. Судно совершало торговые рейсы до гаваней Персидского залива и Красного моря. Своё наименование эти суда получили по месту постройки и наиболее часто перевозимому грузу. В горных районах провинции Фукиен рубили много деловой древесины, которую в плотах сплавляли по Фучжоу. Здесь стволы (столбы) связывали и снаружи борта крепили на джонках, построенных на местных верфях. Три мачты этого судна имели типичный вид китайских джонок. Фок-мачта была несколько наклонена вперёд, а бизань-мачта стояла позади руля на самой задней части ахтердека.
СТОЛБОВАЯ ФУЧЖОУ-ДЖОНКА
Столбовая фучжоу-джонка.
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (СКР) советский боевой корабль, предназначенный для охраны крупных кораблей, транспортов, десантных кораблей (судов) от атак ПЛ, торпедных катеров и самолётов противника на переходе морем и при стоянках на открытых рейдах. Привлекались также для несения дозорной службы на подходах к своим ВМб, портам и для охраны морской границы.
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (СКР)
Сторожевой корабль советского ВМФ пр. 50 (шифр «Соболь»).
В 1952-1958 г.г. на ССЗ №445 (им. 61 Коммунара в Николаеве - 20 единиц), ССЗ №820 («Янтарь» в Калининграде - 41 единица) и ССЗ №190 (им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре - 7 единиц) по заказу советского ВМФ было построено 68 СКР пр. 50. Они оставались в составе советского ВМФ до конца 80-х годов.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 1184 т; 91,0×10,2×2,9 м; 2 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 20000 л.с.; скорость хода полн. - 29,5 уз; дальн. плавания - 2400 миль (15 уз); экипаж - 168 чел.
Вооружение: 3×1 100-мм универсальные АУ + 2×2 37-мм зенитных автомата; 1×3 533-мм ТА при общем боезапасе 3 торпеды; 2×16 213-мм РБУ при общем боезапасе 96 РБ.
Аналогами в иностранных флотах являются корветы и фрегаты, водоизмещением до 5000 т. Имеют ракетное и артиллерийское вооружение, реактивные противолодочные бомбомёты, торпедные аппараты. Могут нести противолодочные вертолёты.
СТРУГ русское деревянное плоскодонное парусно-гребное судно X-XVIII в.в., предназначенное для перевозки людей и грузов по рекам и озёрам. Струги были с отвесными бортами, заострённым носом и кормой, обычно делалась лубяная крыша, а для размещения знатных пассажиров устраивались каюты - чердаки. Изготовлялись с набоями, что увеличивало их размеры, или без набоев, имея при этом очень малую осадку. Доски бортовой обшивки пришивались вгладь, что отличало от набойных насадов. Ясаульский струг позволял на площадках кормы и носа устанавливать мелкокалиберную артиллерию. Длина достигала 24 м, ширина - 8 м, осадка - 1,4 м. Парус прямой, весел - 22. Экипаж 25-30 человек. Впервые упоминается в «Русской правде» в 1054 г. В XVI в. западно-двинский струг имел длину до 38,4 м, ширину - до 13 м, высоту борта в середине - 2 м, в носу и корме - 1,6 м. Судно покрывалось навесом в два ската, а наверху устраивалась площадка для кормчего. Управлялся двумя вёслами-потесями, устанавливаемыми на носу и корме, на бортах имелись гребки. Струг служил одну путину, затем в месте прибытия разбирался на дрова и разные постройки. При освоении Сибири Ермак в своём походе в 1581 г. использовал струги и прошёл на них по р. Чусовой (волоком в Жеравле) до Иртыша.
СТРУГ
Струг второй половины XVI в. грузоподъёмностью 150 т.
СТРУГ БОЛЬШОЙ деревянное, парусно-гребное судно, построенное по приказанию Петра I в связи с подготовкой ко второму Азовскому походу в 1696 г. Всего было построено 30 единиц, длиною 24 м, шириной - 8 м, осадкой - 1,4 м.
СТРУЖОК струг малых размеров длиной до 10,5 м, шириной - 2,3 м. Экипаж насчитывал 6-10 человек, вооружённых холодным и лёгким стрелковым оружием.
СУДА-ПАМЯТНИКИ суда и корабли, особо отличившиеся в истории мореплавания или представляющие собой историческую ценность, установленные на вечное хранение в музеях, на плаву, в сухих доках и на берегу. На борту многих судов размещены музейные экспозиции, как правило, связанные с их историей. Первая попытка создания такого памятника была предпринята в 1851 г. в Европе. По указу английской королевы Елизаветы I «на вечное хранение» в сухом доке в Дептфорде близ Лондона был поставлен корабль Golden Hind (Золотая Лань), на котором Френсис Дрейк в 1577-1580 г.г. совершил второе в истории кругосветное плавание. Однако спустя 30 лет корабль разрушился. В России по указу Петра I в память о создании русского военного флота и его победах в Северной войне 1700-1721 г.г. на воде и на берегу сохраняли корабль Ингерманланд, фрегат Штандарт, шнявы Мункер, Наталия и яхту Анна (все построены на Олонецкой верфи в 1703 г.), а также взятые в сражениях шведские фрегаты: Элефант (в 1714 г.) и Данск Эрн (в 1720 г.), шнявы Элеонора и Астрель, бот Гедан, две галеры (все в 1703 г.). Эти суда-памятники также постепенно разрушились. В настоящее время важнейшими отечественными судами-памятниками являются: ботик Петра I (первая половина XVII в.), хранящийся в Центральном военно-морском музее в Петербурге, пароход Святитель Николай (1886 г.) на р. Енисей в Красноярске и бронепалубный крейсер Аврора (1903 г.), стоящий на р. Нева в Петербурге.
СУДА С ДИНАМИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ПОДДЕРЖАНИЯ (СДПП) суда, сила тяжести которых при определённой скорости движения уравновешивается гидродинамическими силами. К ним относятся глиссеры, суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке и экранопланы.
СУДА СТАНДАРТНЫЕ условное название, используемое за рубежом для судов, построенных по типовому проекту, разработанному согласно требованиям заказчика. Отличаются от судов серийной постройки тем, что в дополнение к базовому варианту заказчику могут быть предложены варианты с различными деталями оборудования и конструкции, вплоть до изменения назначения, типа и размеров судна. Тщательность отработки типовых проектов, льготные условия постройки, по сравнению с остальными, суда, создаваемые по индивидуальным проектам, обеспечили популярность у судоходных компаний.
СУДНО все виды плавучих сооружений для перевозки грузов, рыбного промысла, военных целей и т.д. Разделяются на самоходные (атомоходы, теплоходы и т.д.) и несамоходные (парусники, плоты и гребные); надводные (водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке, на подводных крыльях и экранопланы) и подводные, а также неводоизмещающие суда и гидросамолёты, которые могут использоваться в качестве средств передвижения на воде.
СУДНО-БАЗА ПОДВОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ надводное судно, предназначенное для проведения комплексных и специальных тематических научных исследований океана. Оснащено комплексами научно-исследовательского оборудования, устройствами для их эксплуатации, а также лабораториями и вычислительным центром для обработки полученных результатов. Может быть снабжено подводным аппаратом и тогда выполняет также функции судна-носителя подводных аппаратов.
СУДНО ВЕНЕТОВ парусно-гребное судно галльского племени, жившего в северо-западной части нынешней Франции (в Нормандии и Бретани) в 50 г. до н.э. Это было прочное, высокобортное судно, построенное из дуба. Нос и корма были приподняты для защиты от волн. Паруса делали из тонкой дублёной кожи и окрашивали в голубой цвет, чтобы делать их незаметными издали.
СУДНО ВИКИНГОВ гребное судно ориентировочно IV в. до нашей эры. В 1863 г. в Дании в болоте около Нюдама было найдено судно викингов. Такие суда строили на севере Европы в течение нескольких веков и на них совершали плавание по Северному и Балтийскому морям. Находки на о. Рюген говорят о том, что и славянские племена южного побережья Балтики строили подобные суда. От лодки с о. Альс и судна из Нюдама ведут своё происхождение корабли викингов более поздней эпохи. Это были беспалубные лодки с 28 вёслами, без мачты и паруса, но с килем и 19 шпангоутами. Управлялись с помощью рулевого весла, расположенного в корме по правому борту. Длина достигала 22 м, а ширина - 3,2 м.
СУДНО ГАЛЛОВ парусное тихоходное судно постройки первых веков нашей эры. Судно имело малую осадку, а низкие борта лишали противника возможности пустить в ход таран, тогда как высокая корма хорошо защищала от обстрела с установленных на римских кораблях башен и делала бесполезными абордажные багры. Нос и корму галлы изготавливали из крепкого (вероятно, морёного) дуба - это позволяло им не опасаться таранов и встречных волн и, кроме того, предохраняло от очень распространённого коварного оружия - протянутой под водой массивной цепи, прикреплённой к скале. Шпангоуты скреплялись балками в фут толщиной и толстыми гвоздями, что предохраняло конструкцию от разбалтывания. Вместо полотняных парусов была грубая или же тонкая дублёная кожа - это помогало выдерживать сильные бури и порывистые ветры.
СУДНО ДЛЯ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ сухогрузное судно для перевозки грузов (так называемых генеральных) отдельными счётными единицами - мешками, бочками, контейнерами, трейлерами, продукции машиностроения, пакетов леса и т.п. Подразделяются на универсальные, обеспечивающие транспортировку различных грузов, в т.ч. навалочных (около 80% сухогрузных судов), и специализированные - для перевозки определённых грузов (например, контейнеровозы).
СУДНО ДЛЯ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ
Советское судно для генеральных грузов типа Астрахань.
В 1983-1989 г.г. на верфи «Warnoverft» в Вернемюнде (ГДР) по заказу советского правительства было построено шесть судов типа Астрахань. Предназначались для перевозки генеральных и навалочных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, контейнеров (до 530 штук) и колёсной техники (до 240 автомобилей «Жигули»).
ТЭ: дейдвейд - 19800 т; 172,3×23,1×9,0 м; 1 ДД мощн. 7600 кВт; скорость хода полн. - 17,4 уз; дальн. плавания - 14000 миль (11 уз); экипаж - 39 чел.
СУДНО ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ или балкер или балккерриер - грузовое судно для перевозки навалом (без тары) руды и рудных концентратов, угля, зерна, химических удобрений, бокситов, цемента и т.д. Различают узкоспециализированные суда для навалочных грузов, рудовозы, щеповозы, цементовозы и универсальные - перевозящие любые навалочные грузы, так называемые балкеры. Суда для навалочных грузов, как правило, однопалубные, с МО и надстройкой в корме. Грузообработка проводится преимущественно портовыми средствами. Ряд судов имеет либо стационарные поворотные, либо козловые краны.
СУДНО ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
Советское судно для навалочных грузов (балкер) типа Механик Ярцев.
В 1990-1992 г.г. в Корнейбурге (Австрия) по заказу советского правительства было построено 10 судов типа Механик Ярцев. Являются судами ледокольного типа смешанного плавания. Используются в Белом, Балтийском и Северном морях, а также на внутренних водных путях.
ТЭ: дейдвейд - 2291 т; валовая вместимость - 2500 BRT; 82,6×14,5×4,7 м; 1 ДД мощн. 2080 кВт; скорость хода полн. - 12,6 уз; дальн. плавания - 5000 миль (8 уз); экипаж - 15 чел.
СУДНО ДЛЯ ТЯЖЕЛОВЕСОВ грузовое судно для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов свыше 50 т. Различают суда: с горизонтальной грузообработкой с использованием трейлерных тележек (масса груза около 1000 т); с вертикальной грузообработкой судовыми или береговыми грузовыми устройствами большой грузоподъёмности; докового типа; с различными комбинациями указанных способов грузообработки (последние наиболее распространены). К несамоходным судам для тяжеловесов относятся различные транспортные понтоны, трюмные баржи и баржи-площадки без грузовых устройств.
СУДНО ДЛЯ ТЯЖЕЛОВЕСОВ
Советское судно для тяжеловесов Стахановец Котов.
Построено в 1987-1989 г.г. по заказу правительства Советского Союза на верфи ф. «Holmihg» в Раума (Финляндии).
ТЭ: дейдвейт - 5425 т; 139,5×20,2×6,2 м; 2 ДД суммарной мощн. 6500 л.с. + носовое подруливающее устройство туннельного типа мощн. 600 л.с.; скорость полн. хода - 14,2 уз; дальн. плавания - 8500 миль (11 уз); экипаж - 35 чел.
СУДНО ДОКОВОГО ТИПА (ЕДТ) грузовое судно, предназначенное для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов, загружаемых горизонтальным способом на плаву. При погрузке судно притапливается, подобно плавучему доку, а грузы на плаву (на понтонах или в лихтерах) заводятся в трюм. При всплытии судна понтоны с грузом опускаются на грузовую палубу. Если судно оснащено мощными кранами, то груз в трюме может быть снят с понтона, который в этом случае выводится с судна. По архитектурно-конструктивному типу представляют собой двухпалубные суда с большим (на всю ширину трюма) раскрытием верхней палубы, кормовым, средним или промежуточным расположением МО и носовым расположением жилой надстройки. В кормовой части трюм ограничен водонепроницаемой рампой, а сверху может закрываться понтонными крышками. На СДТ могут быть предусмотрены другие варианты грузообработки - без затопления трюма: с берега через кормовую рампу на грузовую палубу, как на судах с горизонтальной грузообработкой; с помощью судовых козловых кранов - с воды, как на лихтеровозах или с берега, при швартовке кормой; с помощью береговых или плавучих портовых кранов. Возможно использование для перевозки лихтеров, контейнеров и др. грузов.
СУДНО-ИМУ древнегреческое судно, применявшееся, видимо, за 15 веков до нашей эры. Предположительно было прогулочным судном вельмож.
СУДНО КОЛХИДСКОЕ древнеримское грузовое судно, вмещающее несколько десятков тонн грузов. Остов корабля делался из ивовых прутьев, который затем обтягивался плотными шкурами. Судно имело округлую форму в виде щита. Управлялось судно с помощью двух рулевых вёсел, которыми, стоя, управляли два человека.
СУДНО КОСМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ см. научно-исследовательское судно.
СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ судно, предназначенное для самостоятельного плавания в полярных бассейнах и для следования за ледоколами в особо тяжёлых ледовых условиях. Форма корпуса промежуточная между формой обычных транспортных судов и формой ледоколов.
СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ
Российский танкер ледового плавания типа Астрахань (пр. 20070).
В 1998-2001 г. на ФГУП «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге по заказу ОАО «ЛУКойл-Арктик- Танкер» было построено пять танкеров типа Астрахань. Они предназначены для транспортировки различных нефтепродуктов в районы Крайнего севера. Ледопроходимость - 0,5 м.
ТЭ: дейдвейт - 19995 т; валовая вместимость - 13100 BRT; 155,6×24,5×9,8 м; 1 ДД мощн. 5580 кВт; скорость полн. хода - 15,4 уз; дальн. плавания - 8500 миль (11 уз); экипаж - 24 чел.
СУДНО-ЛОВУШКА боевой корабль, замаскированный под торговое или промысловое судно, предназначенный для уничтожения вражеских ПЛ. Впервые применили англичане в июле 1915 г. для борьбы с германскими лодками, топившими невооружённые суда. В ходе Первой мировой войны вооружение судов-ловушек состояло из пушек, пулемётов, а иногда и ТА. При встрече с ПЛ они стопорили ход, имитировали панику, попытку экипажа покинуть судно, а с подходом противника в надводном положении на дистанцию эффективной стрельбы внезапно открывали по нему артиллерий огонь (или выпускали торпеды). Иногда судно-ловушка вело на буксире в подводном положении свою ПЛ, предназначавшуюся для внезапной атаки противника. В 1915-1917 г.г. англичане при помощи судов-ловушек потопили 12 немецких ПЛ. После того, как немецкое командование объявило неограниченную подводную войну (февраль 1917 г.) и ПЛ стали топить торговые суда без предупреждения, использование судов-ловушек потеряло смысл. В годы Второй мировой войны Великобритания и США применяли для борьбы с немецкими ПЛ несколько судов-ловушек, вооружённых артиллерией, ГБ и РГБ. Однако их использование оказалось безрезультатным, и после 1943 г. от них отказались.
СУДНО МЕСТНОГО СООБЩЕНИЯ судно для перевозки пассажиров в прибрежных районах, приморских городах и гаванях. Обычно это пассажирские катера и суда на подводных крыльях.
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (СВП) судно, у которого вся масса или значительная её часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой. Идея создания была высказана в XVIII в. шведом Э. Сведенборгом. Теоретически принцип движения на воздушной подушке обоснован К.Э. Циолковским в 1927 г. Активное развитие работ началось в СССР в 30-х годах. Первое советское СВП было создано под руководством В.И. Левкова. Оно прошло испытания в 1934-1935 г.г. Качественный скачок в развитии, открывший путь к их практическому использованию обеспечил изобретение в конце 50-х годов гибкого ограждения воздушной подушки, что в 8-10 раз увеличивало высоту парения СВП и уменьшало затраты мощи на его поддержание. СВП различают по:
а) способу ограждения воздушной подушки: с гибким ограждением по всему периметру - амфибийные, способные двигаться по воде и суше; скеговые, с ограждением вдоль бортов, выполненным в виде постоянно погруженных в воду жёстких конструкций - способные двигаться исключительно по воде;
б) способу формирования воздушной подушки: с подачей воздуха непосредственно в полость подушки и с подачей воздуха из периферийных специально спрофилированных сопел жёсткой или гибкой конструкции (камерная схема); с образованием струйной завесы, препятствующей истечению воздуха из подушки (сопловая схема).
Максимальная скорость амфибийных СВП может достигать 70 уз, а скеговых - 40 уз. В настоящее время скеговые СВП широко используются в качестве паромов и пассажирских судов. Крупнейшее из них, построенное в Великобритании, способно перевезти до 400 пассажиров и 59 легковых автомобилей. Водоизмещение такого СВП достигает 700 т.
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (СВП)
МАК советского ВМФ пр. 1232 - амфибийное СВП с гибким ограждением подушки.
Опытный МДК пр. 1232 (МДК-167) был построен в 1966-1970 г.г. на ПО «Алмаз» в Ленинграде. После его всесторонних испытаний в 1974-1985 г.г. на площадках №1 (б. Приморский ССЗ) и №2 ПО «Алмаз» было построено 17 МДК пр. 12321 (18-й сгорел во время достройки). Они предназначались для переброски морем и высадки на необорудованное побережье войск морского десанта. После переоборудования эти корабли могли осуществлять постановку мин. МДК пр. 12321 оставались в составе отечественного ВМФ до 2007 г.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 350 т; 45,8×19,4×1,3 м; 2 ГТД суммарной мощн. - 32000 л.с.; скорость хода полн. - 49 уз; дальн. плавания - 300 миль (49 уз); экипаж - 21 чел.
Вооружение: десантовместимость: 25 человек личного состава десанта + 1 БТР; 1×2 30-мм зенитный автомат.
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ (СПК) судно, корпус которого при движении полностью или частично поддерживается над водой гидродинамическими силами, возникающими на погруженных в воду крыльях, закреплённых на определённом расстоянии от корпуса с помощью вертикальных стоек. Первый патент на подводные крылья (ПК) был выдан в России в 1891 г. русскому подданному французского происхождения Ш. де Ламберу. Теоретические основы движения СПК разработали советские учёные М.В. Келдыш, Н.Е. Кочин и М.В. Лаврентьев, а первые практические работы по их созданию в конце 30-х годов начали немецкие конструкторы Титьенс и Шертель, а также коллектив советских конструкторов, возглавляемых Р.Е. Алексеевым. Под его руководством был создан ряд отечественных пассажирских СПК. Первый из них - Ракета - вступил в строй в 1957 г. Он мог перевозить 66 пассажиров. Корпуса СПК обычно выполнены из лёгких сплавов, крылья - из стали.
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ (СПК)
МПК на подводных крыльях советского ВМФ пр. 11451.
МПК пр. 11451 был создан на базе СПК Александр Кунахович (пр. 1141). Он предназначен для борьбы с ПЛ в прибрежной зоне. В 1982-1990 г.г. на ПО «Море» в Феодосии было построено два таких корабля (МПК-215 и МПК-220). Оба они входили в состав советского ВМФ. В настоящее время в строю остаётся лишь один МПК-220. Первый корабль серии в 2000 г. исключили из списков флота и продали на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 465 т; 49,9×9,9×21,2 (по ПК)×4,0 м; 2 форсажных ГТД суммарной мощн. 40000 л.с. + 1 маршевый ГТД мощн. 10000 л.с.; скорость хода полн. - 60 уз; дальн. плавания - 1200 миль (12 уз); экипаж - 39 чел.; автономность - 7 сут.
Вооружение: 1×1 76-мм универсальная АУ + 1×1 30-мм зенитный автомат; 2×4 400-мм ТА при общем боезапасе 8 противолодочных самонаводящихся торпед.
СУДНО-НОСИТЕЛЬ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ судно технического (или военного) флота, обеспечивающее спуск и подъем, хранение, обслуживание, транспортировку и работу обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. В последнее время создан ряд судов-носителей, имеющих архитектуру катамарана, удобную для проведения спускоподъёмных операций. В качестве судов-носителей для спасательных ПА могут использоваться специально дооборудованные ПЛ (например, советская пр. 940).
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ или вспомогательное судно - судно военного флота, предназначенное для обеспечения деятельности сил флота в военное и мирное время. Делятся на морские и рейдовые. Могут быть специальной постройки или переоборудованы из боевых кораблей или судов гражданского флота. Морские суда обеспечения подразделяются на суда: боевой подготовки, испытаний оружия и техники, учебные, мишени, опытовые (или опытные), медицинского обеспечения (или госпитали), радиационной безопасности и химической защиты, санитарные транспорты, навигационного и гидрографического обеспечения (или океанографические), транспорты вооружения, транспорты обеспечения (или снабжения), водоналивные, танкеры, аварийно-спасательные, плавучие судоремонтные заводы, плавучие мастерские, контроля физических полей, размагничивания, ледоколы, кабельные и буксиры. Рейдовые суда обеспечения подразделяются на суда: транспорты (пассажирские, разъездные и рабочие катера), баржи, паромы, плавучие мастерские, размагничивания, плавучие доки, электростанции, обеспечения базирования кораблей и оборудования театра.
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Судно обеспечения советского ВМФ Березина (пр. 1883).
Изначально официально классифицировалось как корабль комплексного снабжения (ККС), а с 1996 г. - как морской транспорт вооружения (МТБ). Было построено в 1972-1977 г.г. на ССЗ им. 61 Коммунара в Николаеве. Предназначалось для обеспечения на ходу (12-18 уз) 2-3 корабельных поисково-ударных групп различными видами вооружения, материально-техническими средствами, продовольствием, топливом и водой. Судно принимало на борт 5615 т груза. Кроме того, обеспечивалось размещение и перевозка 182 человек для смены или пополнение экипажей кораблей, находящихся в море. За время эксплуатации Березина совершила 9 боевых служб (в основном в Атлантике и Средиземном море). В 1997 г. она была исключена из списков ВМФ и в 2002 г. продана на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 24600 т; 209,6×25,1×8,2 м; 2 ГТД суммарной мощн. 30000 л.с. + теплоутилизационный котёл; скорость полн. хода - 22 уз; дальн. плавания - 10300 миль (18 уз); экипаж - 374 чел.
Вооружение: 1×2 ЗРК «Оса-М» с боезапасом 40 ЗУР; 2×2 57-мм универсальных АУ + 4×1 30-мм зенитных автомата; 2×6 305-мм РБУ с боезапасом 84 РГБ; 2 вертолёта Ка-25.
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАПУСКА КОСМИЧЕСКИХ СПУТНИКОВ судно технического флота, предназначенное для запуска коммерческих искусственных спутников из экваториальных районов Тихого океана. Оно было создано в рамках международного проекта «Sea Launch» («Морской старт») с участием американской компании «Boeing», российской ракетно-космической корпорации «Энергия» и украинского НПО «Южное». Судно обеспечивает сборку ракетоносителей и их дистанционный пуск с переоборудованной для этой цели плавучей полупогружной буровой платформы Odyssey.
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАПУСКА КОСМИЧЕСКИХ СПУТНИКОВ
Судно обеспечения запуска космических спутников Sea Launch Commander
Построено в 1995-1998 г.г. на верфи ф. «Kvaerner Govan Ltd» в Великобритании.
ТЭ: дейдвейт - 11200 т; валовая вместимость - 51300 BRT; 203,4×32,3×8,4 м; 2 ДД суммарной мощн. 22400 кВт + 2 носовых подруливающих устройства туннельного типа мощн. по 1850 кВт + кормовая ВРК мощн. 2200 кВт; эксплуатационная скорость хода - 19,5 уз; экипаж - 240 чел. (вместе с персоналом, обслуживающим ракетоносители).
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЁТОВ см. судно космической службы.
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ судно технического флота, оснащённое комплексом оборудования, обеспечивающее длительные пребывания водолазов в точке выполнения работ в условиях ветра, течения и волнения. Имеет декомпрессионные камеры со шлюзовыми отсеками, водолазный колокол или транспортировочную камеру. Иногда может выполнить функции судна-носителя ПА.
СУДНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ
Мексиканское судно обеспечения подводно-технических работ Caballo de Trabajo.
Построено в 2000-2002 г.г. голландской ф. «De Hoop» по заказу одной из частных мексиканских фирм. Эксплуатируется в Мексиканском заливе, обслуживая нефтяные промыслы.
ТЭ: водоизмещение - 3500 т; 81,6×8,0×5,2 м; 4 ДГ мощн. по 1400 кВт + 2 ВРК мощн. по 1430 кВт + 2 носовых подрулив, устройства туннельного типа мощн. по 800 кВт; скорость полн. хода - 15 уз; экипаж - 134 чел. (вместе с водолазами).
СУДНО ОТКРЫТОГО ТИПА открытое грузовое судно с подпалубными карманами небольших размеров, что позволяет осуществлять все грузовые операции береговыми или судоподъёмными средствами без применения механизмов или ручного труда для горизонтального перемещения груза по трюму.
СУДНО ПОГОДЫ постоянно плавучая гидрометеорологическая станция, расположенная в фиксированном месте Мирового океана. Осуществляет метеорологические, аэрологические и океанологические наблюдения по согласованной международной программе. Занимается приёмом и ретрансляцией метеорологических телеграмм от транспортных и промысловых судов и оказанием помощи, терпящим бедствие судам и самолётам. Результаты наблюдений поступают в радиометеорологический центр сбора информации «Брекнелл» (Великобритания), а оттуда передаются национальным службам погоды.
СУДНО ПРОМЫСЛОВОЙ РАЗВЕДКИ вспомогательное судно промыслового флота, предназначенное для поиска скопления объектов промысла и наблюдения за ними.
СУДНО С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗООБРАБОТКОЙ или ролкер или судно типа po-po, от англ. roll on-roll off - вкатывай-выкатывай.
сухогрузное судно, предназначенное для перевозки колёсной техники и штучных грузов, погрузка и выгрузка которых производится накаткой. Эти суда появились в начале 60-х годов прошлого столетия. Они обеспечивали эпизодические перевозки грузов в необорудованные порты. Позднее, благодаря существенному сокращению времени грузообработки, они получили широкое распространение. Разделяются на узкоспециализированные (автомобилевозы и контейнеровозы), а также на универсальные суда с горизонтальной грузообработкой. Автомобили, трейлеры и др. колёсная техника загружается, как правило, своим ходом, а контейнеры, пакеты и пр. - с помощью автопогрузчиков через кормовые, реже носовые забортные аппарели, имеющие ширину проезжей части до 10 м. Для погрузки используются также лацпорты. Внутри судна грузы перемещаются по пандусам, аппарелям с помощью лифтов, подпалубных кранов и транспортёров. Для упорядочения движения по судну применяется светофорная сигнализация. Эти суда являются многопалубными, преимущественно с кормовым МО и жилой надстройкой. Грузовых люков на многих судах нет, а если они предусмотрены, то используются как резервные. Поперечные переборки в твиндеках, расположенных выше грузовой ватерлинии, как правило, отсутствуют, а в трюмах, большей частью оборудованы водонепроницаемыми крышками. В грузовых помещениях устанавливаются убирающиеся лёгкие грузовые платформы. Имеются мощные вентиляционные системы, а для повышения манёвренности - носовые и кормовые подруливающие устройства.
СУДНО С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗООБРАБОТКОЙ
Немецкое судно с горизонтальной грузообработкой ледового плавания Trans Danmarck.
Построено в 1989-1991 г.г. на верфи ф. «Herman Surcken» (Германия) по заказу одной из немецких частных фирм. Используется в Балтийском море для перевозки колёсной техники и бумаги в рулонах. Для грузообработки используется бортовая дверь (13,7 х 8 м) с аппарелью, 5 вилочных автопогрузчиков и 2 вертикальных грузоподъёмника (по 16 т).
ТЭ: валовая вместимость - 5200 BRT; 113,6×17,5×6,7 м; 1 ДД мощн. 3000 кВт; скорость полн. хода - 15 уз; экипаж - 22 чел.
СУДНО С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ полупогруженное судно, состоящее из надводной платформы и одной или нескольких подводных гондол, соединённых с ней стойками обтекаемого сечения. По конструкции делятся на: трисек - судно с одинаковыми гондолами и двумя стойками на каждой гондоле и на дуплас - судно с двумя гондолами и одной стойкой на каждой гондоле. Первый трисек (водоизмещением 220 т) был построен в США в 1974 г., а дуплас - в Голландии в 1968 г. Возможно, судно с малой площадью ватерлинии с тремя и большим количеством гондол, с одной или несколькими стойками на каждой гондоле. Есть комбинированные суда, у которых имеется один водоизмещающий и несколько с малой площадью ватерлинии корпусов. Преимуществами судов с малой площадью ватерлинии являются плавная качка с малыми амплитудами и широким диапазоном скоростей и курсовых углов, большие удельная площадь палуб и вместимость, улучшенные ходовые качества при значительной относительной скорости и при движении на волнении, а недостатками - увеличенная масса корпуса, большие габариты по ширине и высоте.
СУДНО СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ транспортное судно, осуществляющее бесперевалочную перевозку грузов из речных портов в морские и обратно. Делятся на две группы. К первой группе относятся суда, не имеющие ограничений по ветро-волновому режиму при эксплуатации в море. Прочность этих судов соответствует прочности морских судов ограниченного района плавания. Во вторую группу входят суда, имеющие ограничения по ветро-волновому режиму (волнение не более 6 баллов), которым разрешено удаление от порта-убежища до 100 миль. Обычно суда смешанного плавания однопалубные, с двойными дном и бортами, с большим раскрытием палубы, обеспечивающим коэффициент проницаемости до 0,9.
СУДНО СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗОРАБОТКОЙ транспортное судно смешанного плавания, на котором грузообработка ведётся через кормовую трёхсекционную угловую аппарель. Как правило, на судах этого типа между главной и верхней палубами предусмотрена подвесная автомобильная платформа. Так как в процессе грузообработки крен может достигать до 10°, на судах этого типа предусмотрена противокреновая система.
СУДНО СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗОРАБОТКОЙ
Российское судно смешанного плавания типа Гейдар Алиев.
На Астраханском ССЗ в 2002-2004 г.г. по заказу российской судоходной компании «Palmali Shipping» было построено два судна типа Гейдар Алиев. Они эксплуатируются на Волжском бассейне и в Каспийском море.
ТЭ: дейдвейт - 6970 т; валовая вместимость - 5687 BRT; 139,6×16,7×4,6 м; 2 ДД суммарной мощн. 2240 л.с.; скорость полн. хода - 11,8 уз; экипаж - 14 чел.
СУДНО СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗОРАБОТКОЙ
Советское судно смешанного плавания с горизонтальной грузообработкой типа Композитор Кара-Караев.
В 1982-1986 г.г. в ГДР по заказу советского правительства было построено 6 судов типа Композитор Кара-Караев. Они могут принимать 84 автомобильных трейлера или 370 легковых автомобилей, а на верхней палубе - 66 40-футовых контейнеров. Эксплуатируются на внутренних водных путях РФ.
ТЭ: дейдвейт - 4990 т; 125,9×16,2×5,6 м; 2 ДД суммарной мощн. 5300 кВт; скорость полн. хода - 15,5 уз; дальн. плавания - 3000 миль (11 уз); экипаж - 25 чел.
СУДНО СНАБЖЕНИЯ судно технического флота, предназначенное для доставки в отдалённые районы (лишённые автомобильного и железнодорожного транспорта) технических средств, предметов снабжения, ГСМ и продуктов питания. Используются также для обслуживания научных экспедиций и нефтяных промыслов.
СУДНО СНАБЖЕНИЯ
Советское многоцелевое ледокольно-транспортное судно снабжения типа Витус Беринг.
В 1984-1987 г.г. на Херсонском ССЗ было построено два (Витус Беринг и Алексей Чириков) судна типа Витус Беринг. Оба они обслуживают антарктические станции и перевозят грузы по Северному морскому пути. Погрузка-выгрузка может быть осуществлена при помощи двух бортовых вертолётов Ка-32 (грузоподъёмностью по 5 т).
ТЭ: дейдвейт - 10800 т; 159,8×22,4×9,0 м; 2 ДГ мощн. по 5730 кВт + ГЭД мощн. 9300 кВт; скорость полн. хода - 15,9 уз; дальн. плавания - 10000 миль (9 уз); экипаж - 25 чел.
СУДНО СНАБЖЕНИЯ БУРОВЫХ УСТАНОВОК судно технического флота для доставки на плавучую буровую установку (ПБУ) и трубоукладочные суда (ТС) обсадных труб, цемента, бурового раствора, химреагентов, топлива, воды и т.д. По назначению суда подразделяют на специализированные - только для перевозки грузов и универсальные, приспособленные также и для буксировки различных сооружений, завозки и подъёма якорей полупогружных ПБУ и ТС, доставки в район морских нефтегазопромыслов буровых бригад. У большинства специализированных судов снабжения дедвейт 500-1000 т, длина - 40-60 м. Универсальные суда снабжения имеют дедвейт до 1500 т.
СУДНО СНАБЖЕНИЯ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
Британское судно снабжения буровых установок Siuwell.
Построено в 1984-1986 г.г. в Великобритании. Предназначено для пополнения запасов морских буровых установок, ведущих нефтяной промысел в Северном и Норвежском морях, выполнения крановых и водолазных работ. Для решения этих задач оснащено двумя кранами грузоподъёмностью по 25 т и двумя водолазными колоколами с глубиной погружения до 450 м.
ТЭ: дейдвейт - 4500 т; 111,4×22,5×7,2 м; 3 ВРК мощн. по 3000 кВт + 3 носовых подруливающих устройства мощн. по 1800 кВт; скорость полн. хода - 12 уз; дальн. плавания - 10000 миль (10 уз); экипаж - 120 чел.
СУДНО СО СПЛОШНОЙ НАДСТРОЙКОЙ судно, имеющее непрерывную надстройку по всей длине, что увеличивает его объём, повышает запас плавучести и улучшает мореходные качества. Применение сплошной надстройки характерно для пассажирских (включая паромы), научно-исследовательских и больших перерабатывающих судов. На крупных пассажирских судах встречаются сплошные надстройки в несколько ярусов.
СУДНО СУХОГРУЗНОЕ грузовое судно, предназначенное для перевозки генеральных (штучных, жидких в таре, продукции машиностроения, пакетов и т.д.), насыпных и навалочных грузов, леса и лесоматериалов, а также для одновременной перевозки всех этих грузов (см. универсальное сухогрузное судно).
СУДНО ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА условное наименование гражданских судов для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей, а также для промышленно-хозяйственных нужд.
СУДНО ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА
Норвежское судно технического флота Ramforn Banff.
Построено по заказу одной из норвежских нефтедобывающих фирм в 1997-1999 г.г. на южнокорейской ф. «Hyundai Mipo Dockyard». Эксплуатируется в Северном море. Способно принимать и обрабатывать до 60 ООО баррелей нефти в сутки. Объем семи нефтяных танков составляет 19000 м³.
ТЭ: водоизмещение полн. - 32300 т; валовая вместимость - 18500 BRT; 120,4×53,4 (в корме)×11,5 м; 3 полноповоротных ВРК мощн. по 2800 кВт; скорость полн. хода - 18 уз; экипаж - 40 чел.
СУДНО ЭПОХИ СНОФРУ см. библейские суда.
СУДОПОДЪЁМНОЕ СУДНО судно технического флота, предназначенное для подъёма затонувших судов и других объектов. Подразделяются на самоходные суда и на несамоходные судоподъёмные баржи. Оборудуются мощными подъёмными, обычно гиневыми устройствами и рассчитываются на глубину подъёма, доступную для работы водолазов в воздушном снаряжении (50-150 м). В качестве судоподъёмного судна часто используются самоходные плавучие краны грузоподъёмностью 800-3000 т, имеющие кроме грузовой стрелы палубные гини и средства выполнения подводных работ с помощью водолазов. Применение одновременно нескольких кранов позволяет решить задачу подъёма больших судов.
СУДОПОДЪЁМНОЕ СУДНО
Судоподъёмное судно ВМС США Huges Glomar Explorer.
Построено в 1971-1973 г.г. на верфи ф. «Shipbuilding Dry Dock Со.» в Пенсильвании. Оно специально предназначалось для подъёма советской ДЭПЛ К-129 (пр. 629А), затонувшей в марте 1968 г. в Тихом океане примерно в 750 милях к северо-западу от Гавайских о-вов. Треть длины Huges Glomar Explorer занимала «центральная прорезь» (60,7×22,5×9,8 м), служившая в качестве дока для размещения захвата, а затем частей поднятой ДЭПЛ. Судно было оборудовано сверхмощным подъёмным устройством, размещённом на стабилизированным подвышенном портале, грузоподъёмностью 4000 т и максимальной глубиной подъёма свыше 5000 м. В июле 1974 г. с его помощью была поднята (по данным ВМС США) центральная часть корпуса с фрагментами ограждения К-129. В 1997 г. Huges Glomar Explorer было переоборудовано в буровое судно.
ТЭ: водоизмещение - 40342 т; 188,6×35,3×11,6 м; 3 ДГ суммарной мощн. 13200 кВт; скорость полн. хода - 12 уз; дальн. плавания - 10000 миль (8 уз); экипаж - 172 чел.
К судоподъёмным судам также относят суда и баржи, являющиеся базами для работ по подъёму затопленных объектов при помощи судоподъёмных понтонов или путём восстановления плавучести этих объектов. Кроме водолазного оборудования и снаряжения они имеют грузовые устройства и воздушные компрессоры, необходимые для работ по установке и продувке понтонов, водоотливные средства и др.
СУПЕРТРАУЛЕР особо крупный траулер, предназначенный преимущественно для автономного промысла в удалённых районах океана. Появились в конце 60-х годов прошлого столетия. Отличаются большой дальностью плавания (6000-8000 миль), мощным промысловым устройством (с веерными лебёдками тяговым усилием по 160-200 кН, канатоёмкостью 3000-5000 м), увеличенной вместимостью рефрижераторных трюмов (2000-3500 тыс. м³). Переработка улова обеспечивается развитым комплексом рыбообрабатывающего и морозильного оборудования производительностью до 60-80 т в сутки, а также утилизационными установками для производства рыбной муки и жира из отходов производства. Длина супертраулера может достигать 130 м, водоизмещение - 10000 т, мощность ЭУ - 10900 кВт, скорость хода - 17 уз.
СУПЕРСЕЙНЕР ТУНЦЕЛОВНЫЙ особо мощный и крупный сейнер, ведущий автономный лов тунцов кошельковым неводом. Получили широкое распространение благодаря высокой промысловой производительности, достигаемой механизацией операций с неводом и рассольной контактной заморозкой тунцов в морозильной камере, без предварительной обработки, что резко сократило численность экипажа. Для работы с неводом (длиной до 2000 м, высотой стенки до 300 м) и удержания косяка тунцов при заметке. Имеют вспомогательный катер типа скиф с ЭУ мощностью 220-260 кВт и несколько быстроходных мотолодок. Оборудуются подруливающими устройствами или активным рулём. Для поиска скоплений тунцов иногда имеют вертолёт. Длина суперсейнера тунцеловного достигает 90 м, мощность ЭУ - 2200-4400 кВт, скорость хода - 18 уз, количество морозильных танков - 24 общим объёмом до 2500 м³ (вмещает до 2000 т рыбы).
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика