Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ТАНКЕР судно для перевозки наливом в грузовых цистернах (танках) жидких и полужидких грузов (нефть, бензин, керосин, смазочные и пищевые масла, химикалии и т. д.). Как правило, это одновинтовые, однопалубные, дизельные (ранее паровые), с баком и ютом, транцевой кормой, двойным дном по всей длине корпуса и двойным бортом в районе грузовых танков, кормовым расположением МО и ярусной жилой надстройкой. Подпалубное пространство в танкере разделено продольными и поперечными переборками. Их число зависит от размеров судна. Переборки образуют прямоугольные ячейки - танки, соединённые между собой и с судовой насосной станцией системой трубопроводов (грузовой системой). Кормовое расположение МО на танкерах объясняется тем, что при следовании судна в балласте (а для танкера возврат в балласте за грузом практически неизбежен) выравнивание дифферента на корму наиболее оптимально лишь за счёт закачки забортной воды в танки. В начале и в середине прошлого столетия танкеры, как правило, имели три надстройки. Средняя из этих надстроек являлась жилой и использовалась как ходовой мостик. Танкеры различаются по типам и размерам, начиная от дедвейта в несколько сотен тонн до более 500000 т. Танкеры с дедвейтом свыше 100000 т в некоторых источниках классифицируют как супертанкеры. В настоящее время имеются следующие типы танкеров: продуктовозы; продуктовозы арктического плавания, химовозы и газовозы. Наконец, существует целый ряд узкоспециализированных танкеров, каждый из которых обладает своими конструктивными особенностями: виновозы; асфальтовозы и каучуковозы.
ТАНКЕР-ПРОДУКТОВОЗ танкер, предназначенный для одновременной перевозки до четырёх сортов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, химикалий, зерна, растительных масел или животных жиров. Архитектурно-конструктивный тип такого судна такой же, как и у обычного танкера. Различия заключаются в том, что подволок грузовых танков выполнен гладким (поперечные связи вынесены на верхнюю палубу) и отсутствуют продольные переборки (что упрощает мойку танков и сокращает площадь окрашиваемых поверхностей).
ТАНКЕР-ПРОДУКТОВОЗ
Норвежский танкер-продуктовоз пр. Р-668.
Начиная с 2006 г. на СМП в Северодвинске по заказу норвежской ф. «Odfjell ASA» строится серия из восьми танкеров пр. Р-668. Последнее судно из них должно быть передано заказчику в 2013 г.
ТЭ: дедвейт - 45000 т; вместимость танков - 51800 м³; 182,7×32,2×11,7 м; 1 ДД мощн. 16000 л.с.; скорость полн. хода - 18 уз; дальн. плавания - 12000 миль (11 уз); экипаж - 22 чел.
ТАНКЕР-ПРОДУКТОВОЗ АРКТИЧЕСКОГО ПЛАВАНИЯ танкер, предназначенный для плавания в Арктике и других замерзающих морях. Архитектурно-конструктивный тип такого судна такой же, как и у обычного танкера, но корпус с ледокольным образованием носовой оконечности (как правило, с наклоном форштевня около 40°), противоледовыми выступами и ледовыми подкреплениями.
ТАНКЕР-ХИМОВОЗ танкер, предназначенный для перевозки газа или газового конденсата (как правило, при температуре до -180°С и давлении до 50 атм). По конструкции суда данного типа повторяют обычные танкеры, но их танки имеют сферическую форму (масса каждого из таких танков может достигать 1200 т), изготовленные из алюминиевых сплавов и покрытые полиуретаном толщиной от 200 до 400 мм. Состояние газа контролируется специальной автоматизированной системой.
ТАНКОДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ см. десантный корабль.
ТАРИДА торговое одномачтовое судно с латинским вооружением и двумя боковыми рулями Византии.
ТАРТАНА 1. Парусное боевое или торговое судно, распространённое на Средиземном море в средние века. Имело одну палубу, одну-три мачты с косыми парусами.
ТАРТАНА
Средневековая тартана.
2. Лёгкий боевой двухмачтовый корабль XVIII в. с косыми парусами и несколькими пушками.
3. Одномачтовое парусное судно для каботажных перевозок и рыболовства у берегов Средиземного моря. Имеет высокий надводный борт, косой парус и бушприт с двумя или тремя кливерами. Длина этого судна достигает 20 м, ширина - 4,5 м.
ТЕНДЕР от англ. to tend - обслуживать.
1. Одномачтовый военный корабль парусного флота, выполнивший посыльную, разведывательную и дозорную службу. Входили в состав российского флота до середины XIX в. Парусное вооружение состояло из гафельного грота, рейкового топселя, стакселя и одного-двух кливеров. При попутном ветре ставился брифок. Водоизмещение достигало 200 т.
ТЕНДЕР
Тендер парусного флота.
2. Самоходное с малой осадкой судно периода Второй мировой войны, предназначенное для перевозки войск, грузов на короткие расстояния и высадки десанта на необорудованный берег. Оснащалось автомобильным двигателем, который обеспечивал скорость хода до 6-8 уз. Тендер принимал на борт 15-30 т груза.
3. Вспомогательное судно ВМС США, Великобритании и др. стран, предназначенное для обслуживания в море (в пунктах манёвренного базирования) ПЛ, эсминцев, торпедных катеров и гидросамолётов.
ТЕПЛОХОД судно, на котором в качестве главного двигателя установлены двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Как правило, это дизель или газовая турбина. Судно с газотурбинной ГЭУ классифицируют как газотурбоход. Первые теплоходы появились в середине XIX в. В настоящее время более 90% всех транспортных судов и надводных боевых кораблей являются теплоходами, что объясняется высокой экономичностью ДВС.
ТЕССАКОНТЕРА военное судно Древней Греции. По свидетельству Плиния старшего в III в. до н.э. Птолемей Филопатор построил судно с четырьмя десятками рядов весел с корпусом длиной 124 м, шириной - 17 м, высотой надводного борта - 22 м.
ТЕТРЕРА боевой корабль Древней Греции.
ТИХВИНКА деревянное парусное грузовое судно типа барки, плававшее в XIX в. по Тихвинской водной системе между Петербургом и Нижним Новгородом. Грузоподъёмность достигала 80 т.
ТОАРИ см. ланчанг.
ТОРНАДО tornado - гоночный катамаран международного класса яхт. Спроектирован в 1966 г. английским конструкторами Р. Мачем, Т. Пирсом и Р. Уайтом. Проект предусматривал постройку корпусов из фанеры по упрощённой технологии - сшивкой проволочными скрепками с последующей проклейкой пазов с обеих сторон лентами стеклоткани. В настоящее время яхты класса Торнадо строят из шпона и стеклопластика. В 1972 г. эти суда были включены в программу Олимпийской парусной регаты.
ТОРНАДО
Катамаран класса Торнадо.
ТЭ: масса - 127 кг; 6,1×3,0×0,8 м (со швертом); площадь парусности - 21,8 м²; экипаж - 2 чел.
ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР см. катер торпедный.
ТОРПЕДОВОЗ судно обеспечения флота (ВМС), предназначенное для обеспечения боевых кораблей в море торпедами, а также для доставки их в пункты манёвренного базирования и береговые базы. Наиболее широкое распространение получили в годы Второй мировой войны в немецком флоте. Для обеспечения боевых ПЛ в море торпедами в 1943-1944 г. немцами были построены четыре лодки VIIF серии. В отличие от корабля базового проекта VIIC серии они имели дополнительный отсек, в котором хранилась 21 торпеда. Ещё пять дополнительных торпед транспортировались в пеналах, расположенных под палубой надстройки за ограждением рубки. В ВМС США, например, в роли торпедовозов выступали тендеры ПЛ. После завершения Второй мировой войны в качестве торпедовозов стали использовать транспорты вооружения.
ТОРПЕДОВОЗ
ПЛ-торпедовоз немецких ВМС VIIF серии.
В 1943-1944 г.г. были построены четыре корабля VIIF серии (U-1059-U-1062). Благодаря сохранению штатного торпедного вооружения они могли использоваться как обычные боевые ПЛ. Активно оперировали в центральной и северной Атлантике. В ходе боевых действий были потоплены три корабля этого типа, и только одна U-1061 в мае 1945 г. сдалась союзникам в Бергене (Норвегия).
ТТЭ: водоизмещение подв. - 1345 т; 77,6×7,3×4,7 м; 2 ДД суммарной мощн. 3200 л.с. + 2 ГЭД мощн. 750 л.с.; скорость полн. хода надв. - 17,6 уз; скорость хода полн. подв. - 7,9 уз; дальн. надв. плавания - 14700 миль (10 уз); дальн подв. плавания - 130 миль (2 уз); автономность - 35 сут.; предел, глубина погружения - 250 м; экипаж - 46 чел.
Вооружение: 4 (Н) 533-мм + 1 (К) 533-мм ТА с общим боезапасом 14 торпед + 26 дополнительных торпед; 1×1 37-мм + 2×2 20-мм зенитных автоматов.
ТОРПЕДОЛОВ судно обеспечения флота, предназначенное для поиска, подъёма с воды на борт или буксировки использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, проводимых НК, ПЛ и самолётами, а также при стрельбе на торпедопристрелочных станциях. Водоизмещение достигает 200 т, скорость хода - 20 уз. Могут принимать на борт до 10 торпед.
ТОТОРАС один из самых древних в мире кораблей из папируса. Родина происхождения - Египет. Вначале это был папирусный плот, который примерно к 3500 г. до нашей эры трансформировался в папирусный корабль - см. древние суда (Египет).
ТРАБАККОЛО от итал. trabaccolo.
венецианское торговое судно с полными обводами начала XVII в. Использовались в основном на Адриатике, иногда для транспортировки войск. Имело две мачты. Как и на большинстве судов Средиземноморья, мачты были без штагов. Длина достигала около 30 м. Отношение длины к ширине составляло примерно 1:3.
ТРАБАККОЛО
Трабакколо.
ТРАЛЬЩИК (ТЩК) боевой надводный корабль, предназначенный для поиска и уничтожения мин заграждения, а иногда и их постановки, проводки кораблей и судов за тралами через минные заграждения. В зависимости от вооружения, мореходности, автономности и других тактико-технических элементов тральщики делятся на: эскадренные, морские, базовые, рейдовые, речные и катера. Кроме того, к классу тральщиков относятся прорыватели и их водители. Тральщики оснащаются различными тралами, гидроакустической аппаратурой, телеуправляемыми аппаратами для поиска и уничтожения мин, взрывными средствами (глубинными бомбами и шнуровыми зарядами), артиллерийскими и ракетными комплексами для самообороны, РТС наблюдения и навигации. Первыми тральщиками специальной постройки были русские Минреп и Взрыв, заложенные в Петербурге в 1909 г. Современные тральщики строятся из немагнитных материалов, их корпуса имеют высокую ударостойкость. При тралении мин могут применяться вертолёты корабельного и берегового базирования. В военное время в качестве тральщиков могут используются переоборудованные промысловые и транспортные суда.
ТРАЛЬЩИК БАЗОВЫЙ боевой надводный корабль, предназначенный для борьбы с минами в прибрежных районах, в узкостях и шхерных фарватерах. Минно-тральное оборудование базового ТЩК позволяет вести поиск, обозначение и уничтожение мин различного типа (донных, якорных и плавающих) с комбинированными взрывателями, а также проводить корабли за тралами. Водоизмещение достигает 600 т.
ТРАЛЬЩИК БАЗОВЫЙ
Базовый тральщик советского ВМФ пр. 257ДМ.
В 1964-1972 г.г. на ССЗ «Авангард» в Петрозаводске, Приморском ССЗ в Ленинграде и на Владивостокском ССЗ для советского ВМФ был построен 41 базовый ТЩК пр. 257ДМ и еще 4 пр. 257ДМЭ - по заказу правительства Болгарии. Основу минно-трального вооружения этих кораблей составляли телевизионные искатели - уничтожители мин, а также различные тралы (контактные, сетевые, электромагнитные и буксируемые). Корабли пр. 257ДМ оставались в составе советского (а затем и российского ВМФ) до середины 90-х годов.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 270 т; 40,5×7,7×2,1 м; 2 ДД суммарной мощн. 2400 л.с.; скорость полн. хода - 14 уз; дальн. плавания - 1000 миль (10 уз); экипаж - 40 чел.; автономность - 5 сут.
Вооружение: 1×2 30-мм зенитная АУ; 1 телевизионный искатель-уничтожитель мин + 2 трала различного типа + ГАС миноискания.
ТРАЛЬЩИК-ВОЛНОВОЙ ОХРАНИТЕЛЬ боевой надводный корабль, способный при проводке на требуемом фарватере, с помощью создаваемой им волны, исказить гидродинамическое поле проводимого объекта до безопасного уровня. Предварительно волновой охранитель должен был выполнить магнитно-акустическое траление. При этом подрыв встретившихся мин осуществлялся бы за счёт движения корабля (т.е. после количества галсов, необходимых для отработки приборов кратности). Безопасность самого корабля гарантировала его высокая скорость хода. Подобные тральщики-волновые охранители строились только в Советском Союзе. Широкого распространения не получили из-за ряда существенных недостатков (не удалось обеспечить безэкипажное использование и способность судна удерживать место в ордере).
ТРАЛЬЩИК-ВОЛНОВОЙ ОХРАНИТЕЛЬ
Базовый тральщик-волновой охранитель советского ВМФ пр. 1256.
В 1972-1975 г.г. на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде для советского ВМФ было построено два базовых ТЩК пр. 7256. Они создавали тралящие физические поля корпусом, во время движения на различных режимах. Оба корабля в 1993 г были исключены из списков ВМФ РФ и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 473 т; 47,0×8,7×2,4 м; 1 ГТД мощн. 20000 л.с. + 2 ДД суммарной мощн. 9500 л.с.; скорость полн. хода - 37 уз; дальн. плавания - 500 миль (15 уз); экипаж - 22 чел.; автономность - 3 сут.
Вооружение: 1×1 30-мм зенитная АУ.
ТРАЛЬЩИК-КАТЕР или катерный тральщик - боевой надводный корабль, предназначенный для борьбы с минами в гаванях, на рейдах, противоминного обеспечения морских и рейдовых тральщиков. Водоизмещение достигает 50 т.
ТРАЛЬЩИК МОРСКОЙ боевой надводный корабль, предназначенный для борьбы с минами в удалённых районах моря, ведения поиска, обозначения и уничтожения мин различного типа (донных, якорных и плавающих) с комбинированными взрывателями на глубинах от 25 до 150 м, а также проводит корабли за тралами. Водоизмещение достигает 1500 т.
ТРАЛЬЩИК МОРСКОЙ
Морской тральщик советского ВМФ пр. 266М.
В 1974-1989 г.г. на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде и Хабаровском ССЗ «Авангард» для советского ВМФ был построен 31 морской ТЩК пр. 266М и еще на Средне-Невском ССЗ 22 морских ТЩК пр. 266МЭ- по заказу правительства Индии (12 единиц), Ливии (8 единиц), Йемена (1 единица) и Эфиопии (1 единица). Основу минно-трального вооружения этих кораблей составляют трехканальный широкополосный комплексный буксируемый телевизионный искатель-уничтожитель мин, а также различные тралы (контактные, сетевые, электромагнитные и буксируемые). Большая часть кораблей пр. 266М продолжает оставаться в составе российского ВМФ.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 800 т; 61,0×10,2×2,9 м; 2 ДД суммарной мощн. - 5000 л.с.; скорость полн. хода - 16,5 уз; дальн. плавания - 2000 миль (12 уз); экипаж - 68 чел.; автономность - 15 сут.
Вооружение: 2×2 30-мм зенитных АУ + 2×2 25-мм зенитных автомата; 2×5 250-мм РБУ-1200 при общем запасе 30 РГБ; 1 буксируемый комплексный телевизионный искатель-уничтожитель мин + 4 трала различного типа + ГАС миноискания.
ТРАЛЬЩИК РЕЙДОВЫЙ боевой надводный корабль, предназначенный для борьбы с минами на внутренних рейдах, в гаванях и бухтах. Минно-тральное оборудование рейдового ТЩК позволяет вести поиск, обозначение и уничтожение мелко поставленных (до 30 м) якорных мин с комбинированными взрывателями, а также вести разведку (в интересах других тральных сил флота) и проводить корабли за тралами.
ТРАЛЬЩИК РЕЙДОВЫЙ
Рейдовый тральщик советского ВМФ пр. 10750.
В 1989-1991 г.г. на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде для советского ВМФ было построено 10 (вместо 26 предусмотренных к постройке) рейдовых ТЩК пр. 70750. Основу минно-трального вооружения этих кораблей составляли телевизионные искатели-уничтожители мин, а также различные тралы (контактные, сетевые, электромагнитные и буксируемые). Корабли пр. 10570 входят в состав БФ РФ.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 135 т; 31,5×6,5×1,6 м; 3 ДД суммарной мощн. 705 л.с.; скорость полн. хода- 12,5 уз; дальн. плавания - 400 миль (10 уз); экипаж - 14 чел.; автономность - 5 сут.
Вооружение: 1×1 30-мм зенитная АУ; ПЗРК; 1 телевизионный искатель-уничтожитель мин + 2 трала различного типа + ГАС миноискания.
ТРАЛЬЩИК РЕЧНОЙ боевой надводный корабль, предназначенный для борьбы с минами в гаванях, на реках и водохранилищах или других закрытых водоёмах. Как правило, речные тральщики приспособлены для транспортировки по железной дороге. Водоизмещение не превышает 80 т.
ТРАЛЬЩИК РЕЧНОЙ
Речной тральщик советского ВМФ пр. 12592.
В 1985-1991 г.г. на ССЗ «Странжа» в г. Мичурин (Болгария) было построено четыре (вместо 12 предусмотренных к постройке) речных ТЩК пр. 72592. Основу минно-трального вооружения этих кораблей составляли различные тралы (контактные, сетевые, электромагнитные и буксируемые). Корабли пр. 72592 входили в состав советского (а затем российского) ВМФ до середины 90-х годов.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 64 т; 25,0×4,5×0,9 м; 2 ДД суммарной мощн. 470 л.с.; скорость полн. хода - 10,0 уз; дальн. плавания - 300 миль (9 уз); экипаж - 8 чел.; автономность - 3 сут.
Вооружение: 1×2 12,7-мм зенитная АУ; 3 трала различного типа.
ТРАЛЬЩИК ЭСКАДРЕННЫЙ боевой надводный корабль, предназначенный для совместных действий с главными силами флота и проводки их кораблей за тралами на большой скорости в удалённых от побережья районах. Строились незадолго до начала и в годы Второй мировой войны. Водоизмещение достигало 1500 т.
ТРАЛЬЩИК ЭСКАДРЕННЫЙ
Эскадренный тральщик советского ВМФ пр. 73К.
В 1940-1950 г.г. на ССЗ №370 в Ленинграде для советского ВМФ было построено 11 эскадренных ТЩК пр. 73К. Они были заложены как эскадренные ТЩК пр. 59 и спущены незадолго до начала Великой отечественной войны. Достраивались эти корабли в 1946-1950 г.г. по пр. 73К. В отличие от прототипа котлотурбинную ГЭУ заменили дизельной, установили новые тралы и РТС. Основу минно-трального вооружения этих кораблей составляли телевизионные искатели-уничтожители мин, а также различные тралы (контактные, сетевые, электромагнитные и буксируемые). Корабли пр. 10570 входят в состав БФ РФ.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 710 т; 79,5×8,1×2,0 м; 2 ДД суммарной мощн. 4000 л.с.; скорость полн. хода - 21 уз; дальн. плавания - 1200 миль (18 уз); экипаж - 110 чел.; автономность - 15 сут.
Вооружение: 2×1 100-мм универсальная АУ + 3×1 37-мм зенитный автомат + 2×1 12,7-мм пулемёт; 2 трала различного типа или 28 мин заграждения или 48 гл. бомб.
ТРАНСПОРТИРОВОЧНАЯ КАМЕРА средство для многократной транспортировки водолазов (акванавтов) из подводных сооружений или объектов работ в палубную декомпрессионную камеру и обратно при сохранении или изменении в нужных пределах давления и состава дыхательных газовых смесей. Представляет собой металлический цилиндр или сферу вместимостью до трёх человек, снабжённые нижним входным люком и стыковочным устройством для герметичной стыковки с комингс-площадкой подводного сооружением или стыковочным узлом декомпрессионной камеры. По своему назначению подобна водолазному колоколу.
ТРАНСПОРТИРОВОЧНАЯ КАМЕРА
Транспортировочная камера норвежской ф. «Komex».
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО см. Судно.
ТРАНШЕЕКОПАТЕЛЬ ПОДВОДНЫЙ машина для прокладки подводных траншей. Делятся на: самоходные и буксируемые. К первым относятся подводные бульдозеры, применение которых ограничено прибрежными участками акватории с глубиной до 60 м; ко вторым - скрепер. Ковши протягиваются по дну тросом и используются на глубину до 15 м.
ТРАУЛЕР от англ. trawler.
наиболее распространённый тип рыболовного судна. Используется для лова и первичной обработки рыб, кальмаров, креветок. В зависимости от тоннажа классифицируются на: малые (водоизмещением до 300 т), средние (водоизмещением до 2000 т) и большие (водоизмещением более 2000 т). Постройка данных судов началась в середине 90-х годов XIX в. Первые траулеры имели длину от 30 до 45 м, грузоподъёмность - от 80 до 100 т, скорость хода - до 10 уз. Они оснащались паровыми машинами мощностью до 400 инд. с. Их однопалубный корпус изготавливался из дерева. Благодаря высоко поднятым носу и корме, значительной осадке (до 5 м) и округлости обводов первые обладали хорошими мореходными качествами. В корме этих судов устанавливались паровая траловая лебёдка (для основного орудия промысла - отер-трала), а на обоих бортах - носовые и кормовые «виселицы» (траловые дуги). Первые траулеры несли парусное вооружение.
ТРАУЛЕР
Советский траулер первой серии.
В 1931-1933 г.г. на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде было построено 25 паровых траулеров так называемой первой серии. Они эксплуатировались в Балтийском и Баренцевых морях до начала 60-х годов.
ТЭ: грузоподъёмность - 150 т; 35,0×8,2×4,0 м; 2 ПК + 1 ПМ мощн. 400 инд.с.; скорость хода полн. - 10 уз; экипаж - 38 чел.; автономность - 30 сут.
ТРАУЛЕР-ДРИФТЕР от англ. trawler и drift - дрейф.
траулер, предназначенный для ловли рыбы во время дрейфа, использующий в качестве основного орудия лова кошельки и так называемые дрифтерные сети.
ТРАУЛЕР-ДРИФТЕР
Советский траулер-дрифтер британской постройки.
В 1930-1933 г.г. по заказу советского правительства в Великобритании было построено около 30 паровых траулеров-дрифтеров. Они эксплуатировались в Балтийском и Баренцевых морях до начала 60-х годов.
ТЭ: грузоподъёмность - 85 т; 32,0×8,4×4,5 м; 1 ПК + 1 ПМ мощн. 320 инд.с.; скорость хода полн. - 9 уз; экипаж - 21 чел.; автономность - 25 сут.
ТРАУЛЕР-ЗАВОД добывающе-перерабатывающее судно, предназначенное для лова рыбы и выработки мороженой продукции широкого ассортимента, в т.ч. филе, а также рыбной муки (из отходов), консервов, рыбьего жира. Мощное промысловое устройство, позволяющее вести лов большими пелагическими и донными тралами, обеспечивает высокую производительность рыбообрабатывающего оборудования (100-200 т рыбы в сутки) и увеличенную вместимость рефрижераторных трюмов (до 2000 м³). Траулер-завод приспособлен для экспедиционного и автономного промысла.
ТРАУЛЕР-ЗАВОД
Советский траулер-завод типа Атлантик-488.
В 1980-1986 г.г. по заказу советского правительства в ГДР было построено 40 траулеров-заводов типа Атлантик-488. Они эксплуатировались (некоторые эксплуатируются в настоящее время) на всех бассейнах Мирового океана. Судно приспособлено для ведения промысла по схеме «Дубль»: донным (с глубин до 2000 м) и пелагическими тралами. Оно имело переработку улова, обеспечение производства потрошённой обезглавленной рыбы, рыбного филе, консервов, рыбной муки, а также технического и пищевого рыбьего жира. Готовая продукция в двух морозильных трюмах (суммарной ёмкостью 568 т), двух цистернах (суммарной ёмкостью 59 т жира) и двух универсальных трюмах (суммарной ёмкостью 978 т рыбы и консервов).
ТЭ: водоизмещение - 9500 т; дедвейт - 3295 т; 120,7×19,0×6,4 м; 2 ДД мощн. по 2650 кВт; скорость хода полн. - 15 уз; дальн. плавания - 9000 миль (11 уз); экипаж - 110 чел.; автономность - 25 сут.
ТРАУЛЕР КОНСЕРВНЫЙ см. траулер-завод.
ТРАУЛЕР МОРОЗИЛЬНЫЙ см. морозильный траулер.
ТРАУЛЕР ПОСОЛЬНО-СВЕЖЕВОЙ траулер, предназначенный преимущественно для автономного промысла донных пород рыб и сельди, выработки солёной продукции, а в последние дни рейса - охлаждённой свежей рыбы, изготовления консервов из сельди. Рефрижераторные трюмы приспособлены для хранения в бункерах или контейнерах рыбы, пересыпанной солью или льдом, при температуре от -20 до 0°С. Современные посольно-свежевые траулеры имеют длину от 50 до 60 м, их водоизмещение достигает 2000 т.
ТРЕЙЛЕРНОЕ СУДНО см. судно с горизонтальной грузообработкой.
ТРЕКАТР небольшое парусно-гребное грузовое судно, встречавшееся в бассейнах Средиземного и Чёрного морей. В военное время трекатры использовались для перевозки грузов и войск, имели на борту до 10-ти небольших пушек.
ТРЕХАНДИНИ небольшое грузовое парусное судно, встречавшееся на Средиземном море, преимущественно в Греции. Имело наклонённую к носу грот-мачту с гафельными парусами и короткую вертикальную бизань-мачту с косым парусом, на носу бушприт, 1-2 кливера.
ТРЕШКОУТ или трешкут - небольшое судно, применявшееся в XVIII-XIX в.в. для перевозки грузов и пассажиров по Ладожскому каналу и Мариинской системе. Строили плоскодонные и беспалубные трешкоуты. Для защиты от солнца и осадков имели тент. Длина достигала 17 м, а грузоподъёмность - 40 т.
ТРИЕМИОЛИЯ или триера-гемиолия - быстроходный вариант триеры родосцев. Кроме весел имело парусное вооружение, использовавшееся за несколько веков до нашей эры. Широкого распространения судно не получило и использовалось, вероятно, только для конвоирования торговых эскадр и преследования противника.
ТРИЕРА см. древние суда (Греция).
ТРИЕРА
Триера греческая.
ТРИКОНТЕРА боевой корабль Древнего Рима (см. древние суда).
ТРИМАРАН судно с тремя корпусами, соединёнными между собой в верхней части. Два корпуса расположены на одной линии, а третий (средний) сдвинут в продольном направлении, чаще всего в нос. Тримаранами также называют узкие парусные суда, снабжённые для остойчивости двумя дополнительными корпусами-поплавками (аутригерами), которые закреплены на некотором расстоянии от бортов основного корпуса, а также моторные катера, корпуса которых имеют ярко выраженные обводы с тремя килями (боковыми наделками-спонсонами).
ТРИМАРАН
Британский тримаран Cable & Wireless Adventurer
Построен в 1997-1998 г.г. на верфи ф. «Vosper Thornycroft» как прототип боевого патрульного корабля (длиной 25 м) или скоростного грузового судна (длиной 50 м). Во второй половине 1998 г. судно совершило кругосветное плавание (выйдя и придя в Гибралтар), пройдя при этом 26 ООО миль за 75 суток.
ТЭ: водоизмещение - 45 т; 35,0×16,0×1,6 м; 2 ДД мощн. по 261 кВт; скорость полн. хода - 22 уз; дальн. плавания - 2300 миль (15 уз); экипаж - 7 чел.
ТРИРЕМА см. древние суда (Рим).
ТРУБА небольшое речное грузовое гребное судно типа чёлна, распространённое в XIX в. на р. Северная Двина.
ТРУБОЗАГЛУБИТЕЛБНОЕ СУДНО судно технического флота для заглубления подводных трубопроводов в грунт с целью уменьшения опасности их механического повреждения. Трубопровод укладывается в прорываемую траншею или непосредственно на дно и засыпается песком, гравием, камнями. Оборудуется траншеекопателями с механическими и гидравлическими приводами и устройствами для засыпки трубопроводов.
ТРУБОУКЛАДЧИК или трубоукладочное судно - судно технического флота, предназначенное для прокладки подводных трубопроводов. Первое такое судно было создано в 1956 г. в США. В настоящее время широко используются для освоения морских нефтегазовых месторождений для прокладки трубопроводов диаметром до 1220 мм на глубинах до 130 м. Спроектированы трубоукладчики для глубин до 600 м. Корпус имеет упрощённую форму. Иногда в трубоукладчики переоборудуются баржи или суда другого типа. Технология укладки подводного трубопровода заключается в наращивании его путём последовательной приварки секций труб, находящихся на палубе. При небольших глубинах для перемещения трубопровода с палубы к морскому дну использует криволинейное спусковое устройство, по которому наращиваемый трубопровод перемещают от кормы судна на дно по мере приварки новых секций труб. С увеличением глубины моря на корме судна устанавливают дополнительную шарнирную опору-стрингер для поддержания трубопровода при движении вниз и предотвращения больших изгибов при выходе с судна. Для этого на трубоукладчике имеется натяжное устройство. Существуют и другие способы укладки, например, подача труб с барабана.
ТУЕРНОЕ СУДНО от англ. towтянуть.
судно, передвигающееся посредством подтягивания непрерывной цепи (троса), проложенного по дну реки или канала. Цепь проходила по металлическим шкивам вдоль туерного судна и навивалась в один ряд или несколько оборотов на горизонтальные вороты (брашпили), приводимые в движение паровой машиной. К бортам туерного судна пришвартовывались для буксировки нескольких (до шести) барок общей грузоподъёмностью не свыше 1600 т. В сутки проходили около 180 км. Эксплуатировались в 70-х годах XIX в. в верховьях Волги.
ТУЗИК от англ. two - два.
маленькая, двувесельная, шлюпка, рассчитанная на одного гребца и одного или двух пассажиров.
ТУНБАС мореходное парусное грузовое судно Турции, распространённое в XVII-XVIII в.в. Часто использовалось для десантных операций.
ТУНИСКАЯ МИСТИКО см. мистико.
ТУНЦЕЛОВНОЕ СУДНО рыболовное судно, предназначенное для добычи тунца. Различают тунцеловные суда ярусного лова (ярусники), кошелькового лова (сейнеры) и суда удобного лова. На ярус ловят наиболее ценного, крупного тунца. Ярусники (от туноботов, водоизмещением порядка 30 т, доставляемых на промысел на борту плавучей промысловой базы, до автономных судов водоизмещением до 1500 т) имеют сложившийся архитектурно-конструктивный тип. Это однопалубные суда с кормовой надстройкой и низким надводным бортом для удобства работы с ярусом. На больших судах улов замораживают. Кошельковый лов тунца наиболее производителен. Тунцеловные сейнеры являются одновинтовыми двухпалубными судами с носовым расположением надстройки, подруливающим устройством в носовой части и транцевой кормой. Сейнеры оснащены специальными механизмами (лебёдками и т.д.) для работы с большим кошельковым неводом длиной до 1500 м и высотой стенки до 300 м, а также скифом с двигателем мощностью порядка 500 кВт.
ТУРБОХОД самоходное судно, которое приводится в движение паровой (паротурбоход) или газовой (газотурбоход) турбинами. Первый в мире паротурбоход - Turbinia - был построен в Великобритании в 1894 г. Он положил начало внедрению паровой турбины на боевые корабли. В России первый паротурбоход построили в 1904 г. Им стала яхта-миноносец Ласточка. Первый газотурбоход - экспериментальную ПЛ V-80 - был построен немецким инженером Гельмутом Вальтером. Первый газотурбоход для гражданского флота построили в Великобритании. Им стал танкер Auris водоизмещением 12 250 т, вступивший в строй в 1951 г. В настоящее время газовые турбины наиболее широкое распространение получили в военном кораблестроении. Паровые турбины практически не используются.
ТУРЕМА парусно-гребной корабль шведского шхерного флота XVIII в. Сочетал в себе конструктивные особенности галеры, гемана и шебеки. Имел две мачты и 18-20 пар весел. Артиллерийское вооружение включало от 20 до 48 пушек среднего калибра, расположенных на верхней палубе. Экипаж насчитывал 250-275 человек.
ТУРЕЦКОЕ ПРИБРЕЖНОЕ СУДНО парусное судно Константинополя, распространённое в XVIII в. Предназначалось в основном для перевозки грузов. Судно имело одну мачту со шпринтовым парусом. Стеньга стояла вертикально и имела грота-, марса- и брам-реи и дополнительно длинный шпринтов. Бушприт был поднят очень высоко.
ТУРЕЦКОЕ ПРИБРЕЖНОЕ СУДНО
Турецкое судно прибрежного плавания.
ТЬОТТЕР голландская плоскодонная одномачтовая парусная яхта с длинным бушпритом. Строить такие суда, напоминающие рыбачьи боты, начали примерно в начале XX в. Короткое судно, длиной - около 5 м и шириной - 2,5 м, имевшее шверцы и относительно большую площадь парусов - около 25 м².
ТЬЯЛК 1. Грузовое парусно-гребное судно российского флота XVIII в., встречавшееся в низовьях Волги и на Каспийском море. Иногда снабжалось несколькими пушками малого калибра.
2. Плоскодонное парусное одномачтовое голландское судно прибрежного и внутреннего плавания. Имело широкий корпус, небольшую осадку, закруглённые скулы, брусковый киль, ложкообразную корму, бортовые шверцы. Парусное вооружение гафельное, на бушприте стаксель и кливер. Длина колебалась от 15 до 26 м, ширина - от 4 до 4,5 м, осадка - от 1,4 до 2,4 м.
ТЬЯЛК
Голландский тьялк.
ТЮЛЕНЬКА небольшое парусное судно грузоподъёмностью 10-30 т, применявшееся для промысла тюленей на Каспийском море. По конструкции схожа с рыбницей, но имела менее прочный корпус.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика