Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Л.Б. Жданов

Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения
Термин
Описание
ЭВЕРС грузовое одномачтовое плоскодонное судно с парусным вооружением тендера. Использовалось германскими племенами ещё в древности для ловли рыбы. Имели низкие борта, наклонный форштевень без бушприта, транцевую корму и шверцы. В палубе с большой седловатостью был оборудован люк средних размеров, а под ней - в носу и корме - жилые помещения. В XVIII в. применялись в русских экспедициях на Дальнем Востоке. Послужили прототипом для волжских романовок, а позднее - расшив. Длина достигала 15 м, ширина - 6,5 м, а осадка - 0,8 м.
ЭВЕРС
Эверс.
ЭЙКОСОРЫ этрусское пиратское 20-весельное, килевое, быстроходное, парусно-гребное двухмачтовое судно с полной палубой. Несло по три паруса, расположенные один над другим. Гнутый форштевень высоко возвышался над низким раскрашенным бортом, позволявшим в случае высадки на берег, обойтись без трапа. Работа с верхними парусами требовала не только хорошей выучки, но также и кошачьей ловкости и отваги, ибо ванты изобретены ещё не были, и морякам приходилось довольствоваться канатами.
ЭКРАНОПЛАН летательный аппарат, движущийся в крейсерском режиме вблизи водной поверхности или суши и реализующий при этом увеличенную подъёмную силу несущих воздушных крыльев. В этом смысле экраноплан близок к самолёту, однако его принципиальной особенностью является использование так называемого экранного эффекта (эффекта близкой опорной поверхности), что и определило название этого низколетящего воздушного судна.
ЭКРАНОПЛАН
Экраноплан советского ВМФ пр. 903 (шифр «Лунь»).
Построен в 1984-1987 г.г. на МП «Волга». Официально классифицировался как ракетный корабль-экраноплан. Предназначался для нанесения ударов по надводным кораблям противника в условиях слабого противодействия со стороны его средств воздушного нападения. В начале 1992 г. был исключён из списков флота и разобран.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 380 т; 73,3×44,0(по крыльям)×2,5 м; 8 ТРД суммарной мощн. 104000 л.с.; скорость полн. в аэродинамическом режиме - 270 уз; крейсерская высота полёта - 1-4 м; дальн. полёта - 1100 миль (270 уз); экипаж - 15 чел.; автономность - 5 сут.
Вооружение: 2×3 ПКРК «Москит»; 1×2 25-мм пулемёт.
ЭКСПЕДИЦИОННОЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО служебно-вспомогательное судно, предназначенное для проведения комплексных научно-исследовательских экспедиций с целью изучения удалённых и малоисследованных районов Мирового океана. Экспедиционным флотом обладает только Россия. Классическим представителем этой группы является судно Академик Курчатов.
ЭЛЬПИДИФОР транспортно-десантное паровое судно, применявшееся в составе русского Черноморского флота в период Первой мировой войны. Кормовое расположение МО позволяло перемещением грузов уменьшать осадку носом почти до нуля и осуществлять таким образом разгрузку и высадку десанта (от 500 до 1000 человек) по сходням прямо на необорудованный берег. В рамках программы 1915 г. ССЗ «Руссуд» в Николаеве было заказано 30 судов типа Ельпидифор.
ЭЛЬПИДИФОР
Десантное судно русского Императорского флота типа Эльпилифор.
Строились на ССЗ «Руссуд» в рамках программы военного кораблестроения 1915 г. До конца 1917 г. все корабли были заложены. Для них заготовили главные механизмы и комплектующие. Суда №410, №411 и №412 успели войти в состав флота, но в 1920 г. они были уведены белогвардейцами за границу. Дальнейшая судьба их неизвестна. Большинство остальных кораблей достроили при Советской власти: суда №413-№417 - как канонерские лодки; №418 и №419 - как нефтеналивные самоходные суда; №420 и №421 - как баржи для перевозки нефти; №422 - как самоходный танкер заправщик эсминцев; №423 - как сухогрузное судно. Остальные корабли разобрали на стапелях. Корабли №413 (с 1923 г. - Красная Абхазия), №414 (с 1923 г. - Красный Аджаристан), №415, №416 (с 1925 г. - Красный Крым) и №417 (с 1925 г. - Красная Грузия) входили в состав советского ВМФ. Все они (за исключением №415, разобранного в 1922 г.) участвовали в Великой Отечественной войне. Красный Крым был потоплен в сентябре 1941 г. немцами в районе Тендровской косы, а Красная Грузия - в феврале 1943 г. торпедными катерами противника в районе Мысхако.
ТТЭ: водоизмещение в норм. грузу - 1050 т; 74,7×10,4×1,8 м; 2 ПК + 2 ПМ тройного расширения суммарной мощн. 1200 инд.с.; скорость хода полн. - 10 уз; дальн. плавания - 650 миль (10 уз); экипаж - 32 чел.
Вооружение: 3×1 120-мм орудия; 2×1 7,62-мм пулемёта; 120 мин заграждения.
ЭНИЕРА девятирядное весельное древнегреческое судно на рубеже V и VI в.в. до нашей эры. Своеобразный супердредноут Античности. Представляло собой четырёхъярусный боевой корабль, на каждом весле которого работало по два-три гребца. Помимо тарана имело на вооружении до 12 метательных машин.
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ см. броненосец.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ или эсминец, или истребитель, от англ. - torpedoboat destroyer.
боевой надводный корабль. Появились в составе флотов ряда стран накануне Русско-японской войны 1904-1905 г.г. Изначально предназначались для борьбы с миноносцами во время классического боя между линейными силами. В отличие от миноносцев несли усиленное артиллерийское вооружение. К началу Первой мировой войны в составе ведущих флотов мира полностью вытеснили из их состава миноносцы. К этому моменту перед ними стали ставить задачу (помимо борьбы с миноносцами) нанесения ударов по тяжёлым кораблям противника. В годы Первой мировой войны эсминцы зачастую использовали в качестве быстроходных минных заградителей. Получили широкое распространение в период между Мировыми войнами. В это время стали универсальными кораблями, так как стали получать минно-тральное и противолодочное вооружение. Предпринимались попытки (правда, не всегда удачные) внедрить на эсминцы универсальную артиллерию главного калибра. В годы Второй мировой войны помимо вышеперечисленных задач, эсминцы стали использовать не только для уничтожения ПЛ и НК противника, ПЛО и ПВО соединений своих тяжёлых кораблей и судов на переходе морем, а также для огневой поддержки морских десантов и приморских флангов наступающих (или оборонявшихся) армейских частей.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Эсминец ВМС США Bainbridge (DD-1).
В 1899-1902 г.г. на верфях ф. «Neafe&Levy» (три единицы) и ф. «Trigg» (две единицы) было построено пять эсминцев типа Bainbridge. Первые эсминцы ВМС США. Из-за морального устаревания к участию в боевых действиях Первой мировой войны не привлекались. Единственное, несли дозорную службу у восточного побережья США. Летом 1919 г. были исключены из списков ВМС и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение в норм, грузу - 452 т; 75,1×7,1×2,2 м; 4 ПК + 2 ПМ тройного расширения суммарной мощн. 8000 инд.с.; скорость хода полн. - 28,45 уз; дальн. плавания - 420 миль (15 уз); экипаж - 75 чел.
Вооружение: 2×1 76-мм + 5×1 57-мм орудий; 2×1 457-мм палубных поворотных ТА.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Эсминец ВМС США Decatur (DD-341).
Decatur принадлежал к последней серии (из девяти единиц) так называемых «гладкопалубных» эсминцев (flush-deck destroyer), построенных по заказу ВМС США в 1916-1920 г.г. Всего было введено в строй более 250 кораблей этого типа. Долгое время они составляли основу миноносных сил ВМС США и активно использовались по прямому назначению в начальный период Второй мировой войны. На завершающем этапе кампании, остававшиеся в строю эсминцы этого типа были переоборудованы в эскортные корабли или быстроходные войсковые транспорты. Все они были исключены из списков флота во второй половине 40-х годов прошлого столетия.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 1300 т; 94,5×9,4×2,8 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 27000 л.с.; скорость хода полн. - 35 уз; дальн. плавания - 2500 миль (20 уз); экипаж - 115 чел.
Вооружение (после модернизации): 5×1 76-мм универс. орудия; 4×2 12,7-мм пулемётов; 2×3 533-мм ТА; 2 бомбосбрасывателя + 2 бомбомета.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Эсминец ВМС США Farragut (DD-348).
В 1932-1935 г.г. было построено восемь кораблей типа Farragut - первые эсминцы ВМС США нового поколения после «flush-deck destroyer». Активно использовались в годы Второй мировой войны. Неоднократно модернизировались с целью увеличить возможности ПВО и ПЛО. Hull и Monaghan затонули в декабре 1944 г. центральной части Тихого океана во время тайфуна. Остальные корабли этого типа в 1946-1947 г.г. были исключены из списков ВМС и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение полн. - 1613 т; 113,4×11,2×3,1 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. - 42800 л.с.; скорость хода полн. - 36,5 уз; дальн. плавания - 6500 миль (12 уз); экипаж - 160 чел.
Вооружение: 5×1 127-мм универс. орудия; 2×2 12,7-мм пулемёта; 2×4 533-мм ТА; 2 бомбосбрасывателя.
После завершения Второй мировой войны утратили своё значение как носители торпедного оружия (из-за широкого распространения радиолокации и палубной авиации вероятность применения торпед против НК была сведена практически к нулю). Превратились в эскортные корабли, предназначенные в основном для борьбы с ПЛ противника и обеспечения ПЛО и ПВО авианосных соединений, а также безопасности торговых коммуникаций. В середине 70-х годов прошлого столетия, с появлением ПКР, а затем и крылатых ракет стратегического назначения, эсминцы стали многоцелевыми боевыми кораблями. Причём ракетное вооружение на них заменило собой торпеды, а торпедное вооружение стало предназначаться исключительно для противолодочной борьбы. Этой же цели служит один (или два) бортовой вертолёт. Эволюция эсминцев за более чем 100-летнюю историю их развития наглядно прослеживается на пяти поколениях кораблей этого класса ВМС США.
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Лидер ВМС США Mitscher (DL-2).
В 1949-1954 г.г. на верфях ф. «Bath Iron Works» (две единицы) и «Bethlehem Steel Со.» (две единицы) было построено четыре корабля типа Mitscher. Изначально классифицировались как эсминцы (DD-927 - DD-930), а с января 1968 г. - как эсминцы УРО (DDG-35 - DDG-38). За время эксплуатации эти корабли практически не модернизировались, за исключением того, что на John S. McCain, Mitscher и Wilkinson в 1960 г. было обеспечено базирование вертолёта системы DASH, чей ангар и ВПП располагались за кормовой дымовой трубой (вместо одного из 76-мм автоматов). В 1972-1978 г.г. были исключены из списков ВМС и проданы на слом.
ТТЭ: водоизмещение станд. - 3675 т; 147,2×14,3×4,2 м; 4 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 80000 л.с.; скорость хода полн. - 36,5 уз; дальн. плавания - 4500 миль (20 уз); экипаж - 345 чел.
Вооружение: 2×1 127-мм универс. орудия; 2×2 76-мм универс. автомата; 2×1 реактивных бомбомёта «Alpha» Mk 108 при общем боезапасе 88 гл. бомб; 4×1 533-мм ТА Mk 24 (4 торпеды Mk 37 различных модификаций); кормовой бомбосбрасыватель (12 гл. бомб).
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ
Эсминец ВМС США Oscar Austin (типа Arleigh Burke IIA серии).
Эсминцы типа Arleigh Burke строятся по заказу ВМС США с 1988 г. на верфях ф. «Bath Iron Works» (в Бате) и «Ingalls SB» (в Паскагула). Предназначены для зональной защиты от средств воздушного нападения соединений НК, десантных групп и конвоев, борьбы с ПЛ и НК противника, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов Мирового океана, а также участия в поисково-спасательных операциях. Официально классифицируются как эсминцы УРО (DDG). Всего предполагается ввести в строй 56 кораблей этого типа. Они должны заменить собой в ВМС США все типы эсминцев и фрегатов ранней постройки.
ТТЭ: водоизмещение станд. - 6914 т; 153,8×20,3×6,2 м; 4 ГТД суммарной мощн. 105000 л.с.; скорость хода полн. - 32,0 уз; дальн. плавания - 4400 миль (20 уз); экипаж - 366 чел.
Вооружение: многофункциональная автоматическая система боевого управления (АСБУ) «Aegis»; 1×61 + 1×29 универсальные ВПУ; стратегические и тактические ракеты «Tomahawk» или противолодочные ракеты комплекса ASROC или зенитные ракеты комплекса «Standard» - всего 90 единиц в различных комбинациях; 2×4 ПКР «Harpoon»; 1×1 127-мм универс. орудие; 2×1 20-мм артиллерийских зенитных комплекса; 2×3 324-мм ТА при общем боезапасе 14 торпед; 1 вертолёт системы LAMPS III.
ЭСМИНЕЦ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ боевой корабль Морских сил самообороны Японии, основу вооружения которого составляют три тяжёлых противолодочных вертолёта. Торпедное вооружение на нем представлено лишь двумя трёхтрубными 324-мм ТА, предназначенными для боевого использования противолодочных самонаводящихся торпед. Являются флагманскими кораблями Соединений Поиска (или Эскортных Соединений). Каждое из этих соединений состоит из эсминца-вертолётоносца, дивизиона эсминцев с усиленным зенитным вооружением (типа Тамикадзэ или Такацуки) двухкорабельного состава и двух дивизионов эсминцев с усиленным противолодочным вооружением трёхкорабельного состава (типа Хацуюки и их модификаций поздней постройки), на каждом из которых было обеспечено постоянное базирование одного тяжёлого противолодочного вертолёта. С точки зрения тактики, трёхкорабельный состав противолодочных соединений был определён использованием тактического приёма «тройка». На кораблях одного Соединения Поиска было обеспечено постоянное базирование девяти тяжёлых противолодочных вертолётов. В 1970-1974 гг. было построено два эсминца-вертолётоносца типа Харуна, а в 1977-1981 гг. - ещё два типа Сиранэ. С известными оговорками можно утверждать, что они являются аналогами отечественных вертолётоносцев типа Ленинград (пр. 1123).
ЭСМИНЕЦ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ
Эсминец-вертолётоносец типа Сиранэ.
В 1977-1981 г.г. на верфи фирмы «Исикавадзима Харима» в Токио были построены два корабля типа Сиранэ (Сиранэ и Курама). Они являются флагманскими кораблями Соединений Поиска.
ТТЭ: водоизмещение ст. - 5200 т; 158,8×17,5×5,3 м; 2 ПК + 2 ГТЗА суммарной мощн. 70000 л.с.; скорость хода полн. - 31,0 уз; дальн. плавания - 7000 миль (20 уз); экипаж - 360 чел.
Вооружение (после модернизации): 1×8 ПЛРК ASROC; 1×8 ЗРК «Sea Sparrow» при боезапасе 24 ЗУР; 2×1 127-мм АУ; 2×1 20-мм артиллерийских зенитных комплекса; 2×3 324-мм ТА при общем боезапасе шесть торпед; три тяжёлых противолодочных вертолёта «Sea Hawk» (SH-60J).
ЭСКЕКЭРСКОЕ СУДНО судно IX в., найденное в 1933 г. у сел. Эскеккэр (Швеция) в 25 км севернее Гетеборга. Раскопки производил Ф. Хамбл. Судно построено из дуба. Оно передвигалось с помощью вёсел и паруса. За прошедшие после раскопок годы выполнено несколько проектов реконструкции (последняя сделана норвежцем Г. Лейро в 1977 г.). Хранится в Гетеборгском археологическом музее. Длина составляет 15,8 м, ширина - 4,6 м, высота - 1,95 м.
ЭСКОРТНЫЙ КОРАБЛЬ общее название боевых кораблей, предназначенных для охранения ударных сил флота и транспортов (десантных судов), следующих в составе конвоев (десантных отрядов) от атак противника с моря и воздуха. В качестве эскортных кораблей во Второй мировой войне использовались специально построенные или переоборудованные из транспортных судов авианосцы, а также различные миноносцы, корветы, фрегаты, шлюпы и минно-тральные корабли. В современных условиях функции эскортных кораблей могут быть возложены на эсминцы, фрегаты, корветы, противолодочные и сторожевые корабли.
Введение   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я   Основные сокращения

В начало страницы

Обратно в раздел "Справочные материалы"

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика