Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Бабочка Cпособ несения парусов на судах, оснащенных косыми парусами, на курсах фордевинд и полный бакштаг, когда носовые паруса (стаксели и т.п.) выносят с помощью весла или рейка на противоположный по отношению к положению кормовых парусов борт. При этом носовые паруса выходят из ветровой тени кормовых, работают более эффективно (увеличивают скорость судна и способствуют повышению устойчивости на курсе).
Багала От араб. baghl - мул.
Торговое парусное судно с косым вооружением. Багалы появились в VIII-IX вв., просуществовали до XVI-XVII вв. Строились преимущественно из тика, обшивка выполнялась вгладь; элементы набора и обшивки скреплялись при помощи троса, сплетенного из кокосового волокна. Подводная часть корпуса пропитывалась специальной смесью растительного жира и извести, за счет чего срок службы судна достигал 100 лет. Багала имела вытянутый нос с бушпритом в виде толстого бруса и высокую ранцевую корму, где размещались помещения для шкипера, рулевого и пассажиров. На багалах устанавливались две мачты: грот-мачта, длина которой приблизительно равнялась длине судна, и на которой ставился рей почти такой же длины, и бизань-мачта меньших размеров. В средние века арабские купцы доходили на багалах до Китая. В 1980-1981 гг. английский путешественник Т. Северин построил копию средневековой багалы и повторил на ней маршрут арабских купцов. Длина 30-40 м, ширина 6-8 м, борта 3-5 м, грузоподъемность 150-400 т.
Бак От гол. bak. Надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, а также для повышения запаса плавучести и размещения служебных помещений (малярной, шкиперской, плотницкой и др.). В удлиненном баке на грузовых судах располагают грузовые твиндеки, на пассажирских судах - каюты. Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половину высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства.
Бакаут 1. Разновидность барки, встречавшейся до конца XIX в. в России на средней Волге.
2. Древесная порода (железное или гваяковое дерево), отличающаяся особой твердостью и большой удельной массой. Применяется для выделки шкивов блоков, прокладок в дейдвудных трубах и втулок кронштейнов гребных валов.
Бакборт Левый борт судна. На бакборте судно несет красный огонь, а на штирборте - зеленый. Термин бакборт берет начало из истоков судоходства. До того как на суда стали устанавливать штурвал по центру, они управлялись при помощи специального рулевого весла. Это весло держал рулевой, стоявший на корме судна. Однако большинство моряков были правшами. Это означало, что рулевое весло (которое было шире обычного для лучшего управления) прикреплялось к правой части судна. Бакборт назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту. Слово starboard (steerboard) происходит от староанглийского слова steorbord, что буквально означает сторону, по которой судно управляется.
Бакс Деревянная деталь (штука), соединяющая киль с форштевнем на деревянных судах. Служит продолжением киля и, закругляясь кверху, соединяется с нижней частью форштевня.
Бакштаг От нидерл. bakstag.
1. Курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов, то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку. Выделяют курс полный бакштаг, при котором угол превышает 135° градусов, то есть приближающийся к фордевинду, и крутой бакштаг (менее 135°). Парус устанавливается под углом к ветру. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. В бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует. 2. Снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачты, дымовые трубы и т.п. с кормы и бортов. На яхтах с косым парусным вооружением для обеспечения возможности перехода гика с борта на борт при перемене галса нижние концы бакштагов выполняются скользящими по рельсу на палубе, натягиваемыми с помощью рычагов или талей.
Бакштов Растительный трос, один конец которого крепится на корме корабля, а другой подается на шлюпку.Для постановки на бакштов шлюпка подходит к корме корабля. С корабля на нее подается бросательный конец, с помощью которого на шлюпку выбирается бакштов. На большой волне, когда шлюпке трудно подойти к корме, бакштов подается с помощью какого-либо плавучего предмета - спасательного круга, анкерка и т.п. Привязанный к плавучему предмету конец ветром сносится в сторону шлюпки.
Балансела Парусно-гребная рыбацкая лодка типа тартаны, но меньших размеров, распространена на юге Италии, Франции и Испании. Итальянская балансела имеет вертикальную мачту с косым парусом и летучий кливер, испанская балансела - короткую грот-мачту, наклоненную к носу, и бизань-мачту с косыми парусами. На днище укреплены два фальшкиля для вытаскивания лодки на берег. Длина до 18 м, ширина до 4,5 м.
Балау От англ. ballahou.
Разновидность двухмачтовой шхуны, встречающейся на Антильских, Багамских и Бермудских островах и отличающейся более длинными, чем у обычной шхуны, мачтами. На Балау имеются вертикальный форштевень, большой кормовой подзор, палуба с седловатостью. Фок-мачта на Балау почти вертикальна, грот-мачта наклонена к корме, паруса длинные и узкие.
Балингер От англ. balinger - кит.
Трехмачтовое парусное судно водоизмещением около 1000 т с открытым баком, применявшееся в XIV - XV вв. в военных флотах стран Европы в качестве разведывательного. Балингер вмещал до 60 человек, в том числе 40 человек команды. Использовался также как торговое судно. Впервые создан в Англии, затем появился в бассейне Средиземного моря. Первоначально применялся на китобойном промысле, откуда и произошло название.
Балка Конструктивный элемент корпуса судна, его надстроек и рубок, испытывающий в основном изгиб и имеющий длину, в несколько раз превышающую высоту и ширину поперечного сечения. Балками являются киль, стрингеры, шпангоуты, бимсы, ребра жесткости, стойки переборок и т. д. При расчете общей прочности корпуса его тоже представляют в виде балки - "эквивалентного бруса". У тонкостенных балок различают стенку (стенки) и пояски. Стенка параллельна плоскости изгиба, пояски перпендикулярны к ней. Обычно применяют катаные профили (тавр, полособульб) и составные сварные балки.
Балласт Дополнительный груз, принимаемый на судно для улучшения его остойчивости и других мореходных качеств. Балласт может быть постоянным или временным. По используемому материалу балласт бывает жидким (забортная вода) или твердым (чугунные чушки, камень и т. д.).
Балластировка судна Прием на судно жидкого или твердого балласта для придания ему необходимых остойчивости и посадки. Балластировка судна может иметь целью как повышение, так и понижение остойчивости судна. В первом случае, при необходимости понизить центр тяжести у судов с развитыми надстройками или перевозящих высокорасположенные грузы, а также из-за расходования судном запасов из низкорасположенных цистерн и отсеков, балласт принимают в отсеки двойного дна и диптанки. Во втором случае для повышения центра тяжести при плавании судна без груза или частичной загрузке и низком расположении перевозимого груза требуются специальные высокорасположенные балластные цистерны на верхней палубе или непосредственно под ней вне пределов грузовых люков. При балластировке судна в целях регулирования его посадки (поддержания средней осадки, дифферента и погружения оконечностей в необходимых пределах) первостепенное значение имеет положение центра тяжести принимаемого балласта по длине судна, а не по высоте. Обычно судну стараются придать посадку на ровный киль или с небольшим дифферентом на корму. Балластировка судна жидким балластом осуществляется с помощью балластных систем.
Баллер руля Вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней - с румпелем. Служит для передачи создаваемого румпелем крутящего момента, необходимого для перекладки пера руля и удержания его в заданном положении. По форме части, соединяемой с пером руля, баллеры руля подразделяются на прямые и изогнутые. Имеет на элементах конструкции корпуса не менее двух опор.
Баллиста Метательная машина для настильного метания снарядов. Приводилась в действие силами упругости скрученных волокон (сухожилий, веревок, волос, ремней и т. п.). В зависимости от типа баллисты могли выстреливать камни, тяжелые стрелы (копья), заостренные бревна, емкости с зажигательной смесью. В зависимости от конструкции и массы снаряда дальность действия баллист могла достигать километра.
Балун Дополнительный передний полноскроенный ("пузатый") парус, ранее ставившийся на гоночных яхтах, преимущественно при слабых ветрах на курсах от полного бейдевинда до бакштага. Балун-кливер поднимался от нока бушприта до топа стеньги и заменял собой несколько небольших по площади парусов. В настоящее время применяются паруса аналогичного назначения, но имеющие другие названия - генуя, дрифтер или ричер.
Балясина Точеный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.
Банка 1. Сиденье для гребцов на мелких беспалубных судах (шлюпках, лодках и пр.).
2. Отдельно расположенная мель, образованная местным поднятием морского дна, тектонического, вулканического, наносного, а чаще смешанного происхождения Обычно банки являются районами рыболовства. При глубине менее 20 м банка считается опасной для судоходства.
Банкет Круглая или прямоугольная решетчатая деревянная площадка, уложенная на палубу для укладки тросов и других целей.
Банник Деревянная колодка со щёткой на древке для очистки канала артиллерийского орудия от порохового нагара после выстрела и гашения остатков тлеющего зарядного картуза (во избежании преждевременного воспламенения нового заряда). Имел цилиндрическую (для пушек) или коническую (для мортир и гаубиц) форму. Для последних использовались два банника - один для канала и один для каморы. С целью повышения эффективности гашения, банник перед использованием смачивали в воде с уксусом, которая находилась при орудии в специальных баклагах. В полевых условиях для ускорения заряжания второй конец древка комплектовался прибойником - цилиндром для досылания зарядного картуза.
Банты Полосы парусины, пришиваемые параллельно нижней шкаторине для укрепления паруса в наиболее напряжённых местах.
Барбара Дополнительная оттяжка шкотового угла стаксея к палубе.
Барбет От фр. barbette.
1. Выступ на борту корабля для удобства обслуживания орудий.
2. Неподвижная вертикальная броневая защита вращающихся береговых орудийных установок, расположенная ниже уровня стволов орудий (в конце XIX в. были заменены башенными установками).
3. Вертикальная броня под корабельными башенными орудийными установками.
Баржа От фр. barge.
Несамоходное грузовое судно. По району плавания различают Баржи речные, озерные и морские. По роду перевозимого груза сухогрузные, наливные, универсальные Баржи. К сухогрузным относятся Баржи-площадки для перевозки грузов на палубе, Баржи бункерного типа, имеющие один открытый трюм с гладким дном и бортами, трюмные Баржи с грузовыми люками и без второго дна, тентовые Баржи, имеющие легкую надстройку по всей длине грузовой части с люками в крыше и полупортами в стенках. Наливные и универсальные Баржи в зависимости от рода груза могут быть с двойным дном, с двойными бортами, с ячеистой конструкцией танков, с вкладными цистернами. Грунтоотвозные наливные Баржи (шаланды) для транспортировки грунта от дноуглубительных снарядов преимущественно саморазгружающиеся со створками в днище. В последнее время появились Баржи обеспечения морских буровых платформ. По способу движения Баржи разделяются на буксируемые и толкаемые. Речные и озерные толкаемые Баржи наиболее распространены и оборудуются в корме устройствами для соединения с буксиром-толкачом: у них нет надстроек и рулевого устройства. По материалу корпуса различают стальные, железобетонные и деревянные Баржи. Водоизмещение речных Барж не превышает 4 тыс. т, озерных и морских - 10 тыс. т. Для перевозки на баржевозах применяют специальные Баржи стандартных размеров грузоподъемностью от 200 до 850 т.
Барк От нидерл. bark.
Морское парусное судно с тремя и более мачтами, несущее прямое вооружение на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. С середины XVIII в. до начала XIX в. барком называли небольшие парусные суда, чей корпус был плоскодонным. В основном использовался для перевозки грузов. Барки строились в качестве грузовых судов до 1930-х гг., их водоизмещение доходило до 10 тыс. т. Остающиеся до нашего времени в строю барки имеют стальные корпуса и оснащаются вспомогательными двигателями; используются в качестве учебных судов.
Барка От итал. barca.
1. Парусно-гребное беспалубное рыбацкое, иногда каботажное судно, появившееся впервые в Италии в VII в. Длина около 10 м, ширина около 1,9 м, высота борта около 0,6 м, вмещала до 20 человек.
2. Легкое быстроходное судно, распространенное в западноевропейских странах в эпоху позднего средневековья, строившееся по типу галеры, с отношением длины к ширине 1:5 или 1:6.
3. Большое грузовое несамоходное судно типа баржи, применявшееся с начала XVIII в. до конца XIX в. на крупных реках России. Барки имели упрощенные обводы с тупыми оконечностями и облегченную конструкцию. Строились палубными, на гвоздях, из полуобработанного лесоматериала, обычно на одну навигацию. Иногда на Барку ставили мачту с прямым парусом, чаще всего рогожным. Барки управлялись большими рулевыми веслами - потесями с носа, кормы, а иногда еще и с бортов. Длина Барок доходила до 64 м, ширина до 17 м, грузоподъемность до 1200 т. Местные виды Барок: бакаут, бархоут, беляна, брама, гусяна, домшхоут, коломенка, мариинка, мокшан, романовка, тихвинка и др.
Баркалон От итал. barca longa.
Парусно-гребное военное судно XVII - начала XVIII в., распространенное сначала в Испании, а потом в Англии и Франции. Имело одну мачту с большим косым парусом, артиллерийское вооружение до 10 пушек. Весла использовались при безветрии и для маневрирования. В России Баркалоны строились в конце XVII - начале XVIII в. только для Азовской флотилии Воронежскими верфями с помощью итальянских мастеров. Эти Баркалоны имели длину до 36,5 м, ширину до 9,2 м, осадку до 2,5 м, артиллерийское вооружение 26 - 44 пушки.
Баркас От итал. barcaccia - большая лодка, гол. barkas. 1. Небольшое парусное рыбацкое или транспортное судно, распространенное на Черном и Азовском морях. Парусное вооружение яла, с кливером на коротком горизонтальном бушприте. Длина 8 - 12 м, ширина 2,4 - 3 м, осадка около 0,75 м.
2. Речное несамоходное деревянное или металлическое судно типа баржи длиной 60 - 80 м с низкими бортами и высокими надстройками, закрывающими трюм, - т. н. лабазами. Баркасы имели заостренные оконечности и прочную конструкцию.
3. В старину большая и крепкая шлюпка в торговом и военном флоте, а также парусно-гребная шлюпка, имеющая от 14 до 22 весел.
Баркентина От англ. barkentine.
Морское парусное грузовое или учебное судно, имеющее не менее трех мачт. На фок-мачте несет прямые паруса, на остальных - косые. Трехмачтовые баркентины часто называют шхуной-барком. Современные баркентины имеют стальные корпуса, водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем (дизелем).
Бархоут От гол. berghout, от bergen - охранять, hout - дерево. Усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно не даёт возможности повредить обшивку корпуса судна. В наши дни используется в основном только на малых судах и на парусниках. Иногда стальной профиль может быть наварен выше главной ватерлинии или в два параллельных ряда (часто, один у главной ватерлинии, а второй на ширстречном поясе) в зависимости от обводов корпуса с целью улучшения защиты корпуса судна.
Баталер От гол. bottelier - виночерпий.
Унтер-офицерская корабельная должность в русском ВМФ в XVIII-XX вв. Баталер ведал содержанием и распределением продовольственных и винных припасов среди личного состава.
Батарейная палуба Одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения артиллерийских орудий и жилых помещений (отсеков).
Бегин-рей Нижний рей на бизань-мачте судна с прямым парусным вооружением.
Бейдевинд От анг. by the wind.
Курс парусного судна относительно ветра, когда угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра составляет менее 90°. Бейдевинд называют крутым, если указанный угол менее 60°, и полным, если он равен 60 - 80°.
Бейфут Кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.
Бензель Перевязка двух толстых тросов линем или каболкой.
Береговая артиллерия Вид морской артиллерии, устанавливаемой на побережье. Предназначена для ведения борьбы с надводными кораблями противника в прибрежной зоне. Служит для защиты военно-морских баз, торговых портов и любых других объектов, расположенных в прибрежном районе, а также наиболее важных участков побережья и островов от нападения противника с моря. На береговую артиллерию возлагается задача обороны проливов и узостей для воспрепятствования прохода неприятельских кораблей и судов.
Беседка Деревянная доска, подвешенная на растительном тросе. Служит сиденьем при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также для работ за бортом при очистке и окраске корпуса судна, нанесении шкалы осадок, грузовой марки и пр.
Бечева Канат или прочная толстая крученая веревка (трос), служащие для буксировки судна.
Бизань Косой (гафельный) парус на бизань-мачте. В случае наличия на бизань- мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее, этот парус называют контр-бизань.
Бизань-мачта Кормовая мачта на многомачтовых судах (при 3 мачтах и более), а также на 2-мачтовых судах, если она ниже передней.
Бизань-трисель Нижний гафельный парус судна с косыми парусами, имеющий форму неправильной трапеции, которая своим верхним краем прикреплена к гафелю, нижним - к гику и вертикальной стороной - к бизань-мачте.
Бикгед Переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Биландер Небольшое парусное двухмачтовое каботажное судно, распространенное в Нидерландах в XVIII-XIX вв. На фок-мачте биландер имел рейковые паруса, на грот-мачте - трапециевидный, который по всей длине прикреплялся к рею, расположенному в диаметральной плоскости под углом 45° к горизонту.
Бимс От англ. beam - «перекладина», «балка».
1) Элемент набора корпуса, обеспечивающий поперечную прочность корабля; поперечная балка, соединяющая борта и служащая основанием палубы. В современном судостроении бимсы предназначены для придания жесткости перекрытиям, распределения нагрузки палубы на борт, конструкции и переборки.
2) Поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.
Бирема Военный гребной корабль с двумя рядами весел.
Бисы Наделки с двух сторон бушприта, через которые проводятся стень-штаги.
Битенг От гол. beting.
Возвышающаяся над палубой судна одиночная или парная, обычно стальная тумба, служащая для уменьшения скорости вытравливания якорной цепи, закрепления буксирного троса или якорного каната.
Блинд Прямой парус, ставившийся под бушпритом на блинда-рее.
Блинда-гафель Отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Блинда-рей Рей под бушпритом, на котором ставился парус, называвшийся блиндом.
Блинда-стеньга Маленькая «мачта», устанавливавшаяся на бушприте и, как правило, имевшая блинда-стень-рей.
Блинда-фал Снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивных блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блок со свитнем Блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Блоки В XVIII в. блок представлял собой деревянный корпус с одним или несколькими шкивами из дерева или металла, вращавшимися на оси. Оснащенные талрепом блоки образовывали тали для любой работы на судне. Корпус блока обычно делали из дуба или вяза, а шкивы - из тропического твердого дерева, меди или железа. Корпус часто снабжали медной втулкой, чтобы ось не изнашивалась слишком быстро. Один или два желобка - кипа - на оконечностях блока предназначались для простого или двойного стропов. Шкивы по окружности также имели полукруглый кип, чтобы трос шел по нему и не заклинивался. Обычные блоки имели овальную форму, их толщина зависела от числа и величины шкивов.
Блокшив Старое, несамоходное судно или баржа, оставленное в гавани для помещения на нем лазарета, таможенного пакгауза, тюрьмы, склада и других служб. В качестве блокшива могут использоваться корабли самых разных классов, за исключением только самых малых судов. Если в блокшив переоборудуется парусный корабль (судно), то его разоружают (снимают с него такелаж, а также рангоут - полностью или частично).
Боканцы Старинное название шлюпбалок. На парусных судах с прямым вооружением - небольшие выстрелы в носовой части, на концах которых укреплены блоки для тяги фока-галсов.
Боковая шкаторина Боковая кромка прямого паруса, обшитая ликтросом.
Бомбарда Один из первых типов артиллерийских орудий, предназначенных для стрельбы каменными (позднее - железными) ядрами. Как правило, бомбарды имели небольшую относительно калибра длину ствола, отличались низкой скорострельностью, их станки были примитивными, а прицельные приспособления практически отсутствовали. Именно бомбарды стали первыми орудиями морской артиллерии.
Бомбардирский корабль Двух- или трехмачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. Предназначался в основном для обстрела приморских крепостей и береговых укреплений и, в меньшей степени, для артиллерийского боя с кораблями противника. Бомбардирский корабль, как правило, вооружался одним-двумя орудиями или мортирами большого калибра, а также чалыми пушками для самообороны и в сравнении с близкими по размерам кораблями других классов имел меньше орудий, но намного более крупного калибра. При строительстве бомбардирских кораблей особое внимание уделялось прочности корпусов, на которые действовала отдача при стрельбе из тяжелых пушек или мортир, а скорость и мореходность считались второстепенными характеристиками.
Бомбическое орудие (бомбическая пушка, пушка Пексана) Гладкоствольная пушка большого калибра, стрелявшая бомбами по настильной траектории. До появления бомбических пушек в морской артиллерии использовали орудия, способные стрелять бомбами только по навесным траекториям. В 1822 г. французский генерал Пексан высказал предположение, что для повышения эффективности морской артиллерии «необходимы короткие пушки большого калибра, стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами р большим разрывным зарядом». Для такой стрельбы Пексан разработал так называемые бомбические пушки, у которых казенная часть была утолщена для придания большей прочности, изменена форма каморы для размещения уменьшенного заряда, устранено дульное утолщение и для удобства заряжания сделано расширение канала у самого дульного среза - распад.
Бом-блинд Малый прямой парус на бом-блинд-рее. Она крепилась к бом-блинд-стеньге, выступающей из бушприта (утлегаря).
Бом-блинда-рей Рей, установленный на утлегаре.
Бом-брам-рей Четвертый снизу рей на мачте.
Бом-брамсель Четвертый снизу парус на судне с прямым вооружением.
Бом-кливер Четвертый снизу косой парус перед фок-мачтой (самый передний кливер).
Бом-салинг Особая обойма с рожками для отвода в сторону некоторых снастей. Ставится там, где брам-стеньга соединяется с бом-брам-стеньгой.
Бом-утлегарь Рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря.
Бонавентура Четвертая мачта, устанавливавшаяся позади бизань-мачты на кораблях и судах в XV-XVII вв.; несла латинский парус. Англичане называли ее бонавентур-мачтой (bonaventure mast), а итальянцы - пало (palo).
Бонет Небольшой дополнительный парус, крепившийся снизу к основному для увеличения скорости только при слабом ветре. В XVII веке бонеты вышли из употребления.
Борг Короткий оклетнёванный трос с огоном на одном конце. Он висел под марсом на середине рея и проходил вокруг стеньги. Служил для снятия тяжести с гарделя и для добавочной страховки рея.
Борт Совокупность элементов набора и обшивки, образующая боковые стенки корпуса судна Выражение «на борту» означает все то, что находится на судне или внутри него «Сменить борт» означает поменять сторону судна, обращенную к ветру.
«Бостон Типот Трофи» Boston Teapot Trophy, «Бостонский чайный приз» - кубок, вручаемый Международной ассоциацией учебно-парусных судов за лучший результат по итогам 124-часового (5 суток и 4 часа) хода под парусами. Впервые присуждался в 1964 г. Неоднократными обладателями трофея становились «Горх Фок II», «Либертад», «Игл», «Кайво Мару II» и «Ниппон Мару II».
Бот Всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6-8 пушками малого калибра служащее для перевозки грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.
Ботик Под словом ботик традиционно понималось не уменьшительно-ласкательное слово (как кораблик или судёнышко), а бот меньшего размера. Самым известным из которых в России можно по праву назвать ботик Петра Великого, который несколько веков носит прозвище «дедушка русского флота».
Боуты Полосы парусины, пришиваемые наискосок для укрепления паруса в наиболее напряжённых местах.
Брам Слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брам-бакштаги Снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.
Брам-гинцы Маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
Брам-рей Третий рей, который над салингом.
Брам-стеньга Рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от неё.
Брам-фал Снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи.
Брамсель Третий прямой парус снизу, поднимаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте - фор-брамсель, на грот-мачте - грот-брамсель и на бизань-мачте - крюйс-брамсель.
Брандер От нем. brander.
Корабль (судно), нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей. Брандер мог управляться экипажем, покидавшим его по достижении цели, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота.
Брандскугель От нем. brand - «огонь» и kugel - «ядро».
Зажигательный снаряд гладкоствольной артиллерии, представлявший собой пустотелое ядро с отверстиями (скважинами), начиненное зажигательным составом; появился в XVIII в. Вышел из употребления с появлением нарезной артиллерии.
Брасы Снасти, закрепленные на ноках реев и служащие для их постановки вместе с парусами под определенным углом относительно направления ветра и движения судна. Поворачивание реев в горизонтальной плоскости.
Брашпиль От гол. braadspil.
Специальная лебедка с горизонтальным валом для подъема якоря и выбирания тросов при швартовке. Основными элементами брашпиля являются двигатель (обычно электрический или паровой), две звездочки (цепных барабана) с углублением для захвата якорной цепи, швартовные барабаны (турачки), главный вал, лежащий в подшипниках на массивном фундаменте, разобщительные устройства, позволяющие производить одновременный или раздельный подъем двух якорей, а также выбирание швартовов. Входит в состав якорного устройства и швартовного устройства. Применяется на гражданских судах и кораблях ВМФ.
Брейд-вымпел От гол. brede wimpel - широкий вымпел. Короткий и широкий вымпел с косицами, в отличие от обычного узкого вымпела. Поднимается на стеньге корабля для официального обозначения командира соединения (дивизиона, отряда) на борту. Традиционно командующие эскадрами адмиралы имели адмиральские флаги соответственно рангу. Если же эскадрой командовал капитан, ему на время командования давался ранг коммодора, и вместо флага полагался брейд-вымпел. Со временем брейд-вымпел стали поднимать командиры дивизионов, бригад, и других соединений, даже если были в адмиральском звании. В ВМФ СССР, и позже России, остались только брейд-вымпелы командира дивизиона, соединения, отряда кораблей и старшего на рейде.
Брештук 1. Связь, соединяющая клямсы с форштевнем или ахтерштевнем.
2. Деревянный угольник в носу шлюпки.
Бриг От англ. brig.
Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте - грота-гаф-триселем. Бриги были широко распространены в течение нескольких столетий и служили как в военном, так и в торговом флоте. В эпоху парусных флотов бриги предназначались для крейсерской, разведывательной и посыльной службы, их водоизмещение составляло от 200 до 400 т, вооружение - 10-24 пушки, экипаж - до 120 человек. Бриги водоизмещением до 300 т также использовались в торговых флотах для перевозки грузов.
Бригантина От итал. brigantino - «шхуна-бриг», brigantina - «бизань».
Легкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением - прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались веслами. В XVI-XIX вв. двухмачтовые бригантины часто использовались пиратами (итал. brigante - «разбойник, пират»), Были распространены от Средиземного моря до Тихого океана. Вооружение бригантины не превышало 20 пушек.
Бридель Якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке (бую, плав. пирсу, бону и т.д.).
Бриз Ветер с правильным чередованием направления в течение суток; наблюдается на побережьях морей, особенно в теплую часть года, когда контраст температуры суша - вода наибольший. Различают морской (дневной) бриз, дующий с моря на сушу, и береговой (ночной), дующий с суши в сторону моря. Смена берегового бриза морским происходит утром, а морского береговым - вечером. Бриз может быть легкий, слабый, умеренный и свежий. В умеренных широтах морской бриз распространяется на 30-40 км вглубь суши.
Брифок Название вспомогательного прямого фока у тендеров, шхун, авизо и т.п., когда он не остается привязанным постоянно к рею.
Бронепалубный крейсер Класс крейсеров, броневая защита которых состояла из плоской или выпуклой (карапасной) броневой палубы. Первоначально корабли этого класса предназначались для действия на коммуникациях, затем круг их задач начал расширяться. Появились корабли, пригодные для ведения эскадренной разведки, а на последнем этапе развития броненосные крейсера еще должны были составлять быстроходное крыло главных сил флота. Вопреки распространенному мнению представители этого класса необязательно превосходили размерами современные им бронепалубные и небронированные крейсера. Корабли этого класса строились с конца 1870-х гт. вплоть до Первой мировой войны. В зависимости от поставленных перед флотами задач водоизмещение, толщина брони, вооружение, скорость хода и дальность плавания варьировались в широких пределах. К настоящему времени сохранились представители этого класса, ставшие кораблями-памятниками: российская «Аврора», американская «Олимпия» и греческий корабль-памятник «Георгиос Авероф».
Брюк Мощный трос, проходивший через боковые стенки лафета, концы которого крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. Служил для удержания орудия при откате.
Брюканец Кусок парусины, прибитый вокруг мачты; он не даёт стекать воде в щель между мачтой и палубой.
Бугель Плоское кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бугель с обухами Стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Буй Плавучее устройство цилиндрической, конической, сферической или другой формы. Размеры и окраска буев могут быть различными и обусловливаются их предназначением и использованием на морях или внутренних водных путях. Буй устанавливается на якоре с помощью троса или цепи. Вертикальное положение буя обеспечивается его плавучестью и противовесом. Некоторые типы буев используются без якорей. В зависимости от назначения и конструктивных особенностей в настоящее время различают следующие типы буев: радиогидроакустический, дымный, зимний (ледовый), навигационный, океанографический, аварийно-сигнальный, тральный, туманный.
Буйреп Трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Буканир, буканьер От фр. boucanier.
Это не профессиональный моряк, а охотник на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах. Буканиров часто путают с пиратами, поскольку англичане во второй половине XVII в. нередко называли флибустьеров buccaneers («буканиры»). Буканиры получили свое название от слова «букан» - решетка из сырого зеленого дерева, на которой они коптили мясо, долго не портившееся в условиях тропиков (мясо, приготовленное таким способом, также часто называли «букан»).
Булинь От англ. bowline.
Снасти у прямых парусов, служащие для оттягивания наветренной боковой шкаторины. Принимают название паруса, к которому прикреплены: фока-булинь, грота-булинь, грот-марса-булинь и т. д.
Бушприт От гол. boegspriet; от boeg - нос и spriet - пика, вертел. Горизонтальное либо наклонное рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов - кливеров и стакселей. На больших парусниках бушприт делают составным: продолжением бушприта является утлегарь, а продолжением утлегаря - бом-утлегарь. Задний конец бушприта называется шпор, как у мачты. Передний - нок, как у гика, гафеля или рея. Угол возвышения бушприта обычно составляет от 30° до 36°. Бушприт раскрепляется тросовыми бакштагами, проводимыми через специальные распорки - блинда-гафели к бортам судна, и ватер-штагами, идущими к форштевню через мартин-гики. Непосредственно на носу судна бушприт крепится при помощи мощного найтова или ватер-вулинга. На больших современных парусных судах вместо тросовых вулингов устанавливаются металлические бугели.
Бык-гордень Снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика