Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Габара От фран. gabare.
Парусное грузовое судно, применявшееся в основном французами на Средиземном море до начала XIX в. Имела 1—3 мачты. Иногда габара использовалась как транспортное военное судно и имела на борту несколько пушек. Габарами называли также во Франции небольшие морские и речные плоскодонные грузовые баржи. В России Габары строились в конце XVIII в. на Черном море и имели длину до 37 м, ширину около 10,3 м, осадку до 4,8 м.
Гавань От гол. haven.
1. Прилегающая к причалам часть акватории порта (обычно в виде бассейна, по 2 или 3 сторонам которого размещены причальные сооружения), где производятся грузовые операции. Обычно гавань называют по характеру перевозок: экспортная, каботажная, — или по роду переработки грузов: лесная, нефтяная, угольная. Гавани, не связанные с основной транспортной работой порта (рыбная, технического флота, ремонтная и др.), располагаются на отдаленных участках акватории порта, где они не мешают движению судов. Все гавани порта соединены внутренним судовым ходом с маневровыми рейдами, расположенными непосредственно у входов в порт. В районах с большими приливными колебаниями уровня воды гавани иногда отделяют от остальной акватории шлюзами или полушлюзами.
2. Защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности (естественная или искусственная), служащая местом стоянки судов.
Гак Стальной крюк, используемый на судах для подъема груза кранами, стрелами и др. приспособлениями. Носок гака загнут внутрь, поэтому при работе он не задевает за выступающие части бортов, трюмов и надстроек.
Гакаборт От гол. hakkebord.
Верхняя крайняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна. Используется для установки в диаметральной плоскости судового огня (гакабортного). На парусных судах гакаборт украшался резьбой.
Галеас От итал. galeazza. Тип парусно-гребных военных кораблей. Название означает «большая галера». Находился в составе европейских флотов в XVI-XVII вв. Является промежуточным типом судна между галерой и парусным кораблем. Наибольшая длина достигала 80 м, ширина - 9 м. На корабле был один ряд весел, три мачты с косыми парусами. Корабль мог вместить экипаж численностью до 800 человек (вместе с гребцами могла доходить до 1000 человек). Вооружение галеаса состояло из пушек (до 70 орудий) и надводного тарана. Впервые применены венецианцами в сражении при Лепанто в 1571 г.
Галеон, галион От исп. galeon, также от фр. galion.
1) Большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII вв. с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских плаваний. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению остойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно.
2) Парусный корабль с высокой грузоподъемностью и, зачастую, оснащенный большим числом орудий. Галеоны имели две мачты с прямыми парусами, а также бизань-мачту (иногда - две) с латинским парусом, со временем, замененным прямым парусом. Галеон представляет собой более высокую ступень развития кораблестроения по сравнению с галерой и караккой.
Галера От итал. galera.
1) Гребной военный корабль с одним рядом весел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя. Предшественниками галер были униремы и биремы. Впервые появились в Венеции в VII в. и в дальнейшем входили в состав военных флотов европейских стран до середины XIX в. Длина галеры составляла до 60 м, ширина - 7,5 м, осадка - до 2 м. На корабле было от 16 до 32 весел на борт, длиной до 15 м каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек.
2) Применительно к временам античности: обобщенное название гребного (парусно-гребного) корабля.
Галиот От фр. galiote.
1. Небольшая быстроходная галера 1-й половины XVII в., имевшая до 25 пар весел и одну мачту и часто использовавшаяся для метания греческого огня (горючей смеси).
2. Небольшое транспортное двухмачтовое судно, распространенное в Германии и скандинавских странах в XVIII—XIX вв. преимущественно для прибрежного плавания. Галиот имел широкие скругленные носовые и кормовые обводы; парусное вооружение Галиота аналогично вооружению галиона. Длина 32—42 м, ширина 6,4—8,5 м, осадка до 2,8 м, грузоподъемность до 600 т. Последний русский галиот погиб в 1915 г.
Галс От гол. hals.
1. Курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, то говорят, что судно идет левым галсом, если в правый — то правым. Сделать галс — пройти одним галсом, не поворачивая. Лечь на другой галс , переменить галс — повернуть судно таким образом, чтобы ветер, не изменяя направления, стал дуть в другой борт. Контр-галс — короткий, обычно невыгодный галс при лавировке, при котором судно не приближается к цели, но вынуждено сделать его, чтобы подняться прямо против ветра.
2. Снасть, с помощью которой удерживается на месте нижний наветренный угол паруса — галсовый угол. В зависимости от того, к какому парусу прикреплен галс, он получает соответственно наименование: стаксель-галс , грота-галс и т. п.
Галс-боканец На парусных судах короткий горизонтальный брус, выступающий с обоих бортов в носу судна, с блоками для тяги галсов наветренного угла нижнего прямого паруса.
Галс-клампы Деревянные плиты, установленные на внешней стороне борта и украшенные резьбой, изображавшей иногда голову льва, через пасть которого проходил галсы грота. В начале XVII в. к галс-клампам относили и вертикальную балку, устанавливаемую на борту между планширом и бархоутом, с отверстием или шкив-гатом, прорезанным в балке параллельно борту. Через это отверстие в борту галс проходил внутрь судна.
Галфвинд От нидерл. halve wind - «полветра».
Курс парусного судна относительно ветра, при котором его диаметральная плоскость составляет с направлением ветра прямой или близкий к прямому угол.
Галф-топсель Треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю, а вертикальной - к стеньге.
Гальюн Свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по бортам устраивались отхожие места для экипажа. В настоящее время гальюном называют туалеты на судах и кораблях, независимо от их расположения.
Гандикап Поправка, на которую умножается фактическое время прохождения дистанции в гонке, позволяющая яхтам с различными характеристиками и размерениями соревноваться в теоретически равных условиях.
Гардель Снасть бегучего такелажа для подъема нижних реев и гафелей (перемещения рея в вертикальной плоскости). Получает дополнительное название от рангоутных деревьев, к которым относится, например фок-гардель, гафель-гардель Гардель появился в глубокой древности, возможно - впервые на финикийских судах.
Гарпун От англ. harpoon, голланд. harpoen, фр. harpoon, в средние века лат. harpo, от прованс. arpa - «крючок».
Метательное орудие для охоты на китов и промысла морского зверя, род остроги или багра. Имел острый зубчатый наконечник из камня, кости, металла, соединенный с древком ремнем. Известен со времен палеолита. Современный гарпун - металлическая стрела, состоящая из штока и головки с четырьмя раскрывающимися лапками. На головку навинчивается граната, которая взрывается в теле животного. Метание гарпуна производится с помощью гарпунной пушки.
Гарпунная пушка Особая гладкоствольная пушка для метания гарпуна, с помощью которой производится бой китов. Эти пушки имеют ствол длиной в 0,8-1,2 м и калибр до 90 мм, гарпун выбрасывается зарядом пороха. Обычно устанавливаются на тумбе в носовой части китобойного судна.
Гасписы Деревья, которыми забирают пространство от переднего (поворотного) шпангоута до нетгедца. Гасписы установлены под достаточно острыми углами к килю и приткнуты нижними концами к передней стороне носового поворотного шпангоута. Гасписы расположены так, что для каждого клюза перерубают один гаспис. Гасписы обыкновенно устанавливают по такой схеме: один - между передним клюзом и нетгедцем, два - между клюзами и позади еще столько, сколько нужно по пространству до первого (поворотного) шпангоута.
Гафель От нидерл. gaffel, букв. - «вилы».
Наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в нее пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней шкаторины косых четырехугольных парусов - триселей, а также крепления шкотовых углов топселей. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафель служит для крепления фока и грота. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг. Гафель получает дополнительное наименование в зависимости от названия паруса, например фока-гафель, бизань-гафель.
Гельмпорт Вырез в нижней части кормы или в ахтерштевне судна для прохода баллера руля. Над Гельмпортом обычно устанавливается гельмпортовая труба, обеспечивающая непроницаемость прохода баллера к рулевой машине.
Географические координаты Широта и долгота, определяющие положение неподвижной или движущейся точки на земной поверхности. Широта определяется углом между плоскостью экватора и отвесной линией, проходящей через данную точку, и измеряется дугой меридиана от экватора до данной точки от 0 до 90° к Северу и Югу от экватора (северная и южная широта). Долгота определяется углом при полюсе между плоскостями меридианов начального и данной точки и измеряется дугой экватора между этими же меридианами. Долготы к Воскоку от начального меридиана (гринвичского) называются восточными (от 0 до 180°), а к 3ападу от начального меридиана — западными (от 0 до 180°). Счет долгот может быть как в градусной, так и в часовой мере (от 0 до 12 ч).
Гик От нидерл. giek, букв. - «палка».
Рангоутное дерево для растягивания и фиксации в нужном направлении нижней шкаторины (кромки) косого паруса (фока, грота или бизани). Своей пяткой (передним концом) гик упирается в мачту при помощи усов (планок в виде ухвата) или бугеля (кольца) с шарниром, устройством, позволяющим ноку (другому концу) гика перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Принадлежащие гику снасти имеют приставку «гика-» (для бакштага-гик).
Гика-топенант Снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
Гика-шкот Снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
Гини Тали с увеличенными размерами блоков, числом шкивов и толщиной лопарей. Гини имеют как минимум два 3-шкивных блока или 2- и 3-шкивный блоки.
Гинцы Небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
Гитов Снасть бегучего такелажа, служащая для быстрого уменьшения рабочей площади паруса при маневрировании (лавировании) корабля (судна), взятии рифов или уборке парусов. С их помощью подтягиваются у косых парусов гик (за его нок) к мачте, задняя или нижняя шкаторина паруса к гафелю, у прямых - подбираются шкотовые углы паруса к середине его рея.
Гитовы Бегучий такелаж, служащий при уборке прямых парусов для подтягивания шкотовых узлов под середину рея и задней шкаторины косых парусов к гафелю или рейку Гитовы принимают названия тех парусов, которым служат.
Гичка От англ. gig.
Лёгкая быстроходная гребная шлюпка с транцевой кормой и 6—8 распашными веслами, применявшаяся до начала XX в. на военных кораблях для разъездов командиров.
Главная палуба Третья снизу палуба на больших судах торгового флота.
Глаголь-гак Откидной гак. В рабочем положении удерживается особым звеном цепи, благодаря чему он может быть откинут после изъятия стопорной чеки, даже если снасть или цепь натянута втугую. Глаголь-Гак применяется в цепных и винтовых стопорах, найтовах, при креплении шлюпок в походном положении и т.д.
Гладкопалубное судно Судно без надстроек, имеющее на верхней палубе только рубки. Как правило, это суда с избыточным надводным бортом, перевозящие легкие, но объемные грузы, или очень крупные суда.
Глухарь Шуруп большого размера с болтовой (под ключ) головкой, применяемый в деревянных судовых конструкциях для соединения деталей корпуса.
Голет, галет, гулет От фр.goelette - шхуна.
Парусно-гребной двухмачтовый корабль русского шхерного флота конца XVIII — начала XIX вв. Длина около 18—20 м, рангоут и оснастка по типу шхуны. Между мачтами нес грот-стаксель, на бушприте — 2 кливера или кливер и стаксель. Имел до 14 пушек, легко лавировал и управлялся небольшим экипажем. Существовали также транспортные голеты, главным образом на Черном и Азовском морях.
Гондола От итал. gondola. <>Небольшая гребная лодка средних веков для сообщения галер с берегом. С XI в. в Венеции — одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми штевнями для плавания по каналам. Длина около 10 м, ширина около 1,3 м. Весло венецианской гондолы расположено в корме, ближе к правому борту. Борта гондолы имеют разную кривизну, из-за чего сопротивление правого борта гондолы движению больше, чем левого. Это делается для уравновешивания той составляющей упора весла, которая стремится развернуть гондолу влево.
Гордень 1. Снасть бегучего такелажа, с помощью которой парус подтягивается к рею.
2. Подъёмное приспособление, состоящее из одношкивного блока, закрепленного неподвижно, и пропущенного через него троса (шкентеля). Гордень дает удобное направление тяги без выигрыша в силе.
Градшток Инструмент для определения географической широты, длинная градуированная рейка, на которую перпендикулярно насажена короткая подвижная планка. Один конец рейки подносился к глазу, второй наводился на линию горизонта. Поперечная планка передвигалась вдоль рейки до тех пор, пока не соединяла линию горизонта с намеченным светилом. По вычислению высоты светила определялась широта данного места.
Граната (артиллерийская) В XVII-XIX вв. разрывной артиллерийский снаряд для полевых орудий относительно малого калибра (более тяжелые снаряды назывались бомбами). Артиллерийские гранаты получили свое название от ручной гранаты. Такие снаряды по устройству не отличались от тогдашних ручных гранат и представляли собой пустотелый чугунный шар, набивавшийся порохом, с деревянной дистанционной трубкой, также набитой порохом и исполнявшей роль фитиля; у ручной гранаты трубку поджигали вручную, артиллерийская граната воспламенялась от пороховых газов при выстреле.
Гребное колесо Вид движителя, используемый на лодках и судах с древних времен и представляющий собой вращающуюся цилиндрическую конструкцию с осью, расположенной поперек судна, и укрепленными на ней по окружности лопастями (плицами). Относительно ватерлинии гребное колесо размещается так, что находящиеся в нижнем положении плицы погружены в воду. Упор гребному колесу создают силы, возникающие на погруженных в воду плицах.
Гребной винт Лопастной движитель судна (корабля или торпеды). Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с несколькими (обычно двумя - шестью) лопастями, закрепленными на ней под некоторым углом к плоскости вращения Гребные винты изготовляются из бронзы, латуни, легированной стали и др. Их главными характеристиками являются: диаметр; расстояние, которое проходит винтовая поверхность за один оборот (шаг); отношение площади лопастей к площади диска диаметра гребного винта. В настоящее время существуют гребные винты регулируемого шага; гребные винты постоянного шага; соосные гребные винты; гребные винты «тандем».
Гребной флот Галерный, шхерный - соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дюбель-шлюпки и т.д.
Греп Нижняя часть водореза судна.
Грот От нидерл. groot.
Нижний прямой парус на грот-мачте парусного судна. Если на грот-мачте нет прямых парусов, то гротом называют нижний косой парус. На одномачтовых судах гротом, как правило, называется задний парус. Слова «грот» или «грота» прибавляются к наименованию парусов, рангоута и такелажа для обозначения их принадлежности к грот-мачте, например: грот-стень-ванты - снасти стоячего такелажа, удерживающие грот-стеньгу с боков.
Грот-бом-брам-стень-стаксель Четвертый снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
Грот-бом-брамсель Четвертый снизу парус на грот-мачте.
Грот-брам-стень-стаксель Третий снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
Грот-брамсель Третий снизу прямой парус на грот-мачте, поднимаемый на брам-стеньге над марселем.
Грот-марсель Второй снизу прямой парус на грот-мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Грот-мачта Общее название второй (или средней, самой высокой) мачты у парусных кораблей.
Грот-стень-стаксель Второй снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
Грот-трюм-стень-стаксель Пятый снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
Грот-трюмсель Пятый снизу прямой парус на грот-мачте, ставившийся выше бом-брамселя на трюм-рее.
Грота-стаксель Первый снизу косой парус, поднимаемый перед грот-мачтой.
Грота-топсель Небольшой треугольный или трапециевидный парус, поднимаемый между стеньгой и гафелем на судах с косыми парусами. Грота-топсель ставился над грота-триселем и верхним углом притягивался к топу стеньги грот-мачты.
Грота-трисель Нижний гафельный парус судна с косыми парусами, имеющий форму неправильной трапеции, которая своим верхним краем прикреплена к гафелю, нижним - к гику и вертикальной стороной - к грот-мачте.
Грота-шкот Снасть, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика.
Грузоподъемность Масса (в тоннах) различного рода грузов, которые может поднять судно при погружении по грузовую марку. Грузоподъемность судна зависит от времени года и района плавания. Различают полную и чистую грузоподъемности.
Грунтов Отрезок троса, крепящий по-походному шлюпку на шлюп-балках.
Гуари 1. Маленькое судно с двумя мачтами и бушпритом, применявшееся, как прибрежное или прогулочное на реках и заливах Средиземноморья.
2. Стоячий гафель – тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно - на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный, бермудский.
Гукор Парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.
Гюйс В России: красный Флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на флагштоке на бушприте (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым Флагом, но только во время якорной стоянки.
Гюйсшток Стойка, на которой поднимается гюйс.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика