Парусный моделизм

Сайт для людей, увлечённых парусным моделизмом.

Партнёры
сайта
Группа компаний налогового и бухгалтерского консультирования Финансист «Самоцветы.» Салон Натальи Степуниной.
Условия размещения рекламы на сайте!

СПРАВОЧНИК
морских терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Термин
Описание
Лавирование (лавировка) Зигзагообразное изменение курса с целью поддержания курса против ветра или по ветру. Большинство парусных судов не может следовать курсу под углом меньше 45° к ветру. Для достижения цели, лежащей в этом секторе, следует выполнить серию зигзагообразных маневров по отношению к направлению ветра - поворотов оверштаг или фордевинд.
Лаг От гол. log - расстояние.
1. Прибор для определения скорости судна и пройденного им расстояния. Различают механические (вертушка с лопастями, буксируемая на тросе) и гидравлические (измеряют возникающий при ходе судна динамический напор воды), лаг гидроакустический - гидроакустическая станция для определения скорости судна относительно морского дна (абсолютной скорости) и угла сноса судна. Принцип работы современных приборов основан на измерении напора воды, или гидролокации морского дна. Самые распространённые лаги - доплеровский (используется эффект Доплера), индукционный и корреляционный.
2. Борт судна. Например, говорят: "Стать лагом к волне", "Стать лагом к течению", "Навалить лагом" и т.д.
3. В коммерческой терминологии - выписка из судового шканечного журнала.
4. Ряд бочек с водою, уложенных в трюме судна.
5. Артиллерия одного борта корабля (устар.).
Лаглинь От голланд. laaglijne.
Тонкая бечевка, на которой бросается лаг.
Лагун Металлический бак с краном для питьевой воды на судне или деревянный сосуд для жидкости в форме бочонка.
Ладья Также - Лодья. Парусно-гребное судно восточных славян VI-XIII вв., предназначенное для торговых плаваний и боевых походов. Длина 20 м, ширина 3 м, грузоподъемность 15 т. Вмещала 40 человек и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим прямым парусом и весла в один ряд. Строилась ладья по той же технологии, что и челны. По конструкции ладьи первоначально однодеревки, а с X в.- набойные суда. Легкость и малая осадка ладьи позволяли киевским дружинам проходить пороги в устье Днепра и совершать походы по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая ладью волоком из Дона в Волгу и обратно. В 907 году князь Олег с дружиной совершил поход на многих ладьях и челнах в Константинополь (Царьград) и завоевал его. В XII в. появились палубные ладьи, на которых гребцы располагались в трюме, а воины на дощатой палубе. На одинаково заостренных оконечностях имелось по рулевому веслу (потеси), что позволяло, не разворачивая ладью, менять направление движения. В древнем Новгороде, выделившемся к XII в. из состава Киевской Руси и завязавшем оживленную морскую торговлю с прибалтийскими странами и Востоком, а затем и у поморов - северных славян, заселивших побережье Белого (тогда Мурманского) моря, появляется так называемая морская, или заморская, ладья, предназначенная для дальних плаваний "за моря" и зверобойного промысла. Это уже полностью наборное плоскодонное судно с транцевой кормой и навесным рулем. В XIII-XIV вв. длина этой ладьи достигала 18-25 м, ширина 5-8 м, высота борта 2,5-3,5 м, осадка 1,2-2,7 м, грузоподъемность 130-200 т. Корпус разделялся переборками на 3 отсека с люками в палубе. В носовом отсеке размещалась команда (25-30 человек) и стояла кирпичная печь для приготовления пищи, в кормовом находился рулевой или капитан (кормщик), в середине грузовой трюм. Имела бушприт и 3 мачты: первые 2 с прямыми рейковыми парусами, последняя с гафельиым. Площадь парусов достигала 460 м², что позволяло при попутном ветре проходить до 300 км в сутки. Набор крепили нагелями или гвоздями и обшивали досками вгладь. Щели конопатили мхом и смолили. Два якоря поднимались обычным воротом. В XVI в. грузоподъемность поморской ладьи достигла 300 т. Позднее этот тип судна распространился в Сибири и на Дальнем Востоке. В начале XVIII в. на ладье "Восток" первом морском судне, построенном на Дальнем Востоке, русские геодезисты (И. М. Еврсинов и др.) совершили плавание на Камчатку и Курильские острова.
Лангбот Корабельная шлюпка большой вместимости, применявшаяся в XVIII в. на русском флоте для связи с берегом и десантных операций. Обычно вооружалась малокалиберной пушкой.
Лапа якоря Лопасти, которыми заканчиваются рога якоря.
Лапки Разветвление конца какой-либо снасти, которым охватывается рангоутное дерево. Для образования лапки в снасть вплетают свободный конец такой же толщины. На концах лапки делаются очки, через которые они связываются найтовом.
Лата Тонкая плоская гибкая рейка из дерева или пластмассы, вставляемая в латкарман, нашитый на парусе. Короткие латы служат для удержания в нужном положении серповидной задней шкаторины паруса, а сквозные, простирающиеся по всей ширине паруса, - для придания ему жесткости и правильного аэродинамического профиля.
Латинский парус Косой парус треугольной формы.
Латинское вооружение Треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до настоящего времени.
Лебёдка Палубный механизм для перемещения груза, в том числе и самого судна, посредством движущегося каната (цепи). Состоит из барабана или звездочки, передаточных механизмов, привода и тормоза. Лебедки бывают стационарные и передвижные, с ручным и машинным приводом от двигателей - электрическим, внутреннего сгорания, реже - гидравлическим, пневматическим. Передаточными механизмами служат зубчатые, червячные (обычно в редукторах), фрикционные передачи и тому подобное. Различают грузовые, шлюпочные, буксирные, швартовые, якорные, траловые и другие лебедки.
Левентик От фр. le vent.
Положение парусного судна носом прямо или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут, но не наполняются ветром.
Леер От гол. leier, от leiden - вести́.
Туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т.п.). Леера, закрепленные концами к носу и корме судна, пропускаются средними частями через топы грот- и фок-мачт. Леера служат для подъёма косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, установки тентов, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и других целей.
Леерное устройство Предупреждающее падение людей за борт ограждение верхней палубы, люков, палуб, надстроек судна при отсутствии фальшборта. Состоит из металлических леерных стоек и тросов или прутьев - лееров, протянутых через отверстия в стойках.
Летучие паруса Паруса, не входящие в состав основного парусного вооружения судов. Ставятся только при слабом ветре. Из прямых парусов к ним относятся главным образом лисели, бомбрамсели и трюмсели, из косых - все верхние паруса, поднимаемые между мачтами.
Летучий Голландец 1. По европейским средневековым легендам - капитан, вечно скитающийся со своим кораблем по морям; так же иногда называют потерпевшее крушение судно, плавающее без экипажа. Согласно одному, наиболее распространенному преданию, "Летучий Голландец" - это голый капитал Ван Страатен (по другим источникам Ван дер Декен), который за неверие в бога и дьявола осужден вечно плавать по морям. По преданию народов Северной Европы - это граф фон Фалькенберг, который всегда плывет на Север, играя на свою душу в кости с сатаной. По другому поверью „Летучий Голландец" - это капитан Бернард Фок, носящийся по морям на корабле, мачты которого закованы в железо, чтобы нельзя было уменьшить парусность, так как капитан поспорил с дьяволом, что доплывет из Европы в Вест-Индию за 90 суток. Встреча с „Летучим Голландцем" предвещает бурю, гибель, безумие, а также заставляет любую пищу превратиться в бобы, а вино прокиснуть. Если же судно попытается вступить в контакт с „Летучим Голландцем", то оно либо собьется с курса, либо сядет на мель. Предание о „Летучем Голландце." неоднократно использовалось в качестве сюжета различных произведений искусства; самое известное - опера Р. Вагнера (1841).
2. Яхта-швертбот международного олимпийского класса с экипажем из 2 человек.
Либурна Названо по месту постройки - Либурийское побережье Адриатического моря.
1. Военное судно Древнего Рима, распространенное в III-I вв. до н.э. Имело острые обводы, водоизмещение до 80 т, до 30 пар весел, расположенных в 1-2 ряда. Либурна была скопирована римлянами с греческой триеры (триремы), основным нововведением был шарнирно-закрепленный абордажный мостик (так называемый „ворон" от латинского corvus) с тяжелым остроконечным грузом на конце для сцепления с кораблем неприятеля и перехода на него. Либурна послужила прототипом галеры. Длина около 30 м, ширина около 5 м, принимала на борт до 120 человек.
2. Лёгкий быстроходный корабль с одним рядом весел и, как правило, одной мачтой. Название происходит от либурийцев - народа, обитавшего на побережье Адриатики (в районе современной Венеции). В римском флоте либурны появились в I в. до н.э.
Ликпаз Продольный желобок в рангоуте, обеспечивающий удобную постановку, быстрый спуск и надежное крепление шкаторины паруса или тента. Шкаторина должна быть снабжена ликтросом или цилиндрическими ползунками, прикрепляемыми к ней с определенным интервалом.
Ликтрос Растительный трос пологой свивки, подвергнутый предварительной вытяжке, который пришивают к кромкам парусов для повышения их прочности или для крепления к рангоуту. Для ликтроса передних шкаторин стакселей на яхте применяют гибкий стальной трос.
Лимб От лат. limbus - «кайма, пояс».
Цилиндрическое или коническое кольцо или диск, разделенный штрихами на равные доли (например, градусы, минуты); ответственная часть астрономических или геодезических угломерных инструментов.
Линейный корабль Также - Линкор.
1. В парусном флоте (конец XVII - середина XIX вв.) наиболее крупный боевой 3-мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек). В зависимости от количества пушек Линейные Корабли разделялись на ранги. Линейные Корабли предназначались для совместных боевых действий против кораблей противника. Появление Линейных Кораблей связано с применением линейной тактики ведения морского боя (корабли выстраивались в кильватерную колонну - линию баталии). Первым русским Линейным Кораблем считается „Полтава", построенная в 1712 г. К середине XIX в. водоизмещение парусных Линейных Кораблей достигало 5000 т, вооружение 130 пушек, экипаж 800 человек. Крупным морским сражением с участием парусных Линейных Кораблей являлся Синопский бой в 1853г. С 1848 г. начинают создаваться парусно-винтовые Линейные Корабли, такие как „Наполеон" (Франция), „Агамемнон" (Англия) и другие. Во 2-й половине XIX в. в связи с применением в морском деле паровых двигателей и винта, а также бронирования парусные Линейные Корабли уступают свое место в военных флотах броненосцам.
2. В паровом броненосном флоте боевой надводный корабль с мощным артиллерийским вооружением, предназначенный для уничтожения в бою кораблей всех типов, а также поражения береговых объек-тов. Возрождение названия „Линейный Корабль" произошло после русско-японской войны 1904-1905 гг., когда на смену броненосцам пришли корабли больших водоизмещения и скорости, с более совершенным бронированием и усиленным артиллерийским вооружением. Элементы линейной тактики ведения боя сохранялись до 1-й мировой войны.
Линёк Короткий отрезок линя с завязанными узлами для наказания матросов во времена парусного флота. Наказание линьком производилось обычно на баке. Наказуемый спускал рубаху и, заложив руки за голову, становился между двумя боцманами, а последние по очереди, с расстановкой, били его между лопаток. Наказание линьком было отменено лишь в 60-х годах прошлого столетия. "Не все линьком, ино и свистком" - старинная матросская поговорка.
Линь Пеньковый трос диаметром до 25 мм. Широко используется в парусном деле, для шнуровки всевозможных чехлов, окантовки флагов, в качестве лееров к спасательным кругам, бросательных концов и так далее.
Лисель От гол. lijzeil.
Дополнительные трапециевидные или прямоугольные паруса, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на фок- и грот-мачтах для увеличения площади парусности при попутном ветре на фок- и грот-мачте на специальных рангоутных деревах.
Лисель-реёк Реёк, к которому пришнуровываеся лисель.
Лисель-спирт Рангоутное дерево для постановки лиселей. Именовались по парусам, например ундер-лисель-спирт служил для постановки ундер-лиселя.
Лицевая сторона паруса Сторона прямого паруса, в которую дует ветер (обращенная к корме судна). На лицевой стороне паруса нашит ликтрос, благодаря чему ее легко можно найти даже у скатанного паруса. У косых парусов лицевую сторону паруса и изнанку не различают, поскольку обе стороны (правая и левая) являются рабочими.
Лонг-саллинг Два деревянных продольных бруса, прикреплённые к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.
Лопарь Трос, основанный между блоками или юферсами.
Лось-штаг Один из двойных штагов, по которому ходит косой парус.
Лот Гидрографический и навигационный прибор для измерения глубины. Первоначально (во времена парусного флота) в качестве лота использовалась гиря, обычно свинцовая, с тонкой веревкой (лотлинем) для измерения глубины. Лот опускался с носовых русленей судна. Иногда на нижней части гири формировалось углубление, которое смазывали салом, чтобы к нему прилипали частицы грунта для определения характера дна. Лоты по принципу измерения глубины делятся на ручные, механические и гидроакустические (эхолоты).
Лотлинь Специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.
Лоция От гол. loodsen - вести корабль.
1. Раздел судовождения, изучающий условия плавания в водных бассейнах, включая систему навигации оборудования морей, принятые условия обозначения и сокращения на морских картах и правила пользования ими, а также учитывающий и суммирующий текущую печатную и радиоинформацию, которая дополняет и расширяет знания судоводителей об условиях и обстоятельствах плавания в конкретных районах Мирового океана.
2. Руководство для плавания в определенном бассейне с подробным описанием его навигационных особенностей, а именно - подробное описание отдельных морей и побережий океанов, рек, их берегов, навигационных опасностей, условий плавания, рекомендованных путей в данном районе, господствующих ветров и других гидрометеорологических условий навигации, опасных зон навигации, знаков навигационной обстановки, условий подхода к портам и другие важные для судоплавания данные.
Лоцман От гол. loodsman.
Специалист по проводке судов в пределах порта, на подходах к нему или между портами, хорошо знакомый с местными условиями навигации. Лоцман входит в состав лоцманской службы и подчинен капитану порта, который определяет время и допустимые погодные условия лоцманской проводки судов. Проводка оформляется лоцманской квитанцией, где указываются время проводки, место приема лоцмана, размерения и вместимость судна, его название и флаг. Вызов лоцмана на судно осуществляется через лоцманские станции, которые обычно находятся в портах, на плавучих маяках или на лоцманских судах, курсирующих в определенных районах на подходе к порту. Заявки на лоцмана передаются по радио или радиотелефону, а при подходе судна к району приемки лоцмана дублируются подъемом флага „Г" по международному своду сигналов. Ночью сигналом для вызова лоцмана является синий фальшфейер, сжигаемый через каждые 15 мин, или яркий белый огонь над фальшбортом продолжительностью свечения около 1 мин через короткие промежутки времени. Подробные сведения о порядке вызова лоцмана приводятся в лоциях и Извещениях мореплавателям. Судно, вызвавшее лоцмана, обязано обеспечить его безопасный подъем на борт, предоставить ему помещение для отдыха и питание наравне с командным составом. Лоцман является советником капитана, и его присутствие на борту судна не снимает с капита-на ответственности за безопасность судна. Лоцман не вправе без согласия капитана покинуть судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует, выведет в море или будет сменен другим лоцманом. Лоцман может отказаться от проводки, если капитан действует вопреки его реко-мендациям. С проводимых судов по определенным тарифам взимается лоцманский сбор (в том числе в случае отказа от услуг прибывшего на судно лоцмана). В СССР ответственность за аварии по вине лоцмана несет порт, которому он подчинен. Убытки возмещаются в пределах аварийного фонда порта, который слагается из 10% сумм лоцманских сборов за предшествующий аварии календарный год.
Лье От фр. lieue.
Старинная французская единица измерения расстояния. Морское лье равняется трем морским милям или 5557 метрам (1/20 градуса меридиана), сухопутное лье - 4445 метрам (1/25 градуса меридиана). Морское лье также называли морской лигой.
Люверс Круглое, обметанное ниткой или отделанное медным кольцом отверстие в парусе, тенте и т.п. В 99% случаев металлический люверс состоит из двух элементов: блочки и кольца. И лишь малую долю составляют так называемые кольца Пикколо (люверсы диаметром до 4-5 мм) - сильно вытянутая в трубочку блочка, которая при развальцовке скручивается в колечко определенного размера. Кольца Пикколо широко используются в постпечатном оформлении полиграфической продукции.
Люгер От англ. lugger.
1. Небольшое парусное (2-3 мачты) рыболовное судно конца XIX - начала XX в. с рейковым (люгерным) парусным вооружением. Бизань-мачта у люгера была расположена позади головки руля. Имело навесную транцевую корму и острые обводы.
2. Небольшой военный корабль XIX в. с рейковым парусным вооружением, использовавшийся в ряде европейских стран для посыльной службы. Длина до 25 м, ширина до 6,5 м, осадка до 3,5 м. Артиллерийское вооружение 10-16 небольших пушек. Первый русский военный люгер "Великий князь" был построен в 1789 г. В русском флоте люгеры просуществовали до середины XIX века.
Люгерный парус Иначе люггерный или рейковый. Трапециевидный парус, верхняя шкаторина которого крепится к скрепленному с мачтой на расстоянии одной трети длины рейку, считая от носа корабля. Эта разновидность паруса появилась в средние века как результат усовершенствования прямого четырехугольного паруса. Галсовый угол (нижний передний) первоначально крепился у форштевня судна; рейковый парус всегда располагался с подветренной стороны мачты. При перемене галса шкот отдавали и парус с рейком переносили на другую сторону мачты. Существует современный вариант - балансирный рейковый парус, у которого галсовый угол крепится к мачте или на пятке гика.
Люк От гол. luik.
Отверстие в палубе судна для прохода людей (сходный люк), доступа в твиндеки и трюм при грузовых операциях (грузовой люк), освещения подпалубных помещений (световой Люк). Люк герметически задраивается люковым закрытием (ЛЗ). На верхних открытых палубах по краю выреза люка устанавливается комингс, высота которого регламентируется требованиями классификационных обществ. Люки нижних палуб могут иметь подпалубный комингс, не мешающий проезду колесной техники по настилу люкового закрытия. В настоящее время на грузовых люках используются механизированные люковые закрытия, которые по способу открывания делятся на съемные, откидные, откатываемые, сдвигаемые и наматываемые. Сдвигаемые люковые закрытия используются только на нижних палубах, откидные - как на нижних, так и на верхних, остальные - только на верхних палубах. Люковые закрытия верхних открытых палуб должны быть водонепроницаемыми, что в большинстве случаев достигается установкой на верхней, полке комингса уплотнителя, бурта, положение которого согласуется с резиновым уплотнением на люковом закрытие.
Люнгстрёма парус Тип паруса, предложенный шведским инженером Люнгстрёмом в 1935 г. Состоит из 2 симметричных по отношению к мачте треугольных парусов, имеющих общий ликтрос по передней шкаторине, которая крепится в ликпазе на вращающейся мачте. Благодаря отсутствию завихрений воздуха с подветренной стороны мачты подъемная сила паруса на курсе бейдевинд повышается на 15-20% по сравнению с обычным гротом. На попутных курсах мачта поворачивается ликпазом вперед и Люнгстрёма Парус раскрывается "бабочкой", увеличивая вдвое свою площадь. В современной практике парусного спорта Люнгстрёма Парус распространения не получил вследствие применения эффективных дополнительных парусов - спинакера и др.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


В начало страницы

Онлайн-калькулятор

для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор

для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота

Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
Сообщество в ВК

Рекламана сайте

Макетная студия SMC Макетная студия SMC Макетная студия SMC

Новое на сайте

13.01.2023 Полностью закончен блог "О творческой реализации известной модели от "Звезды" в СУВЕНИР-НОЧНИК «Летучий Голландец»". 17.12.2020 Добавлен Обзор модели флагманского корабля адмирала Нельсона Виктори от Звезда (Россия). 14.12.2020 Добавлен обзор модели советского парусника Товарищ от ARK-Models (Россия). 23.11.2020 Добавлена Обзор модели китобойного судна Нью Бедфорд (New Bedford). 17.11.2020 Добавлена статья Рангоут и стоячий такелаж четырёхмачтового барка на примере барка Крузенштерн. 11.11.2020 Добавлен обзор модели трёхмачтового барка Gorch Fock от Моделист (Россия). 05.11.2020 Добавлен обзор модели Yacht Mary от Mamoli (Италия).. 19.10.2020 Добавлен обзор модели Славянской ладьи IX-XI в.в. от Фальконет (Россия). 12.10.2020 Опубликованы "Комментарии к строительству модели корвета Аврора (Corvette L'Aurore) 1766-1775 г.г." 14.10.2019 Добавлен обзор деревянной модели Hacchoro от Woody Joe (Япония).
Copyright © 2015,  Парусный моделизм. Все права защищены. Дизайн: Степунин Дмитрий
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика