Теория и практикум
Часть 21. Изготовление парусов.
Изготовление парусов на моделях разных масштабов.
Третий контрольный подход... Вес должен быть взят. Уже частично за меня ответили, так что будет у вас возможность сравнить методику, которую я предлагаю, и ту, что озвучена. Отличий в принципе не много, но...
Для начала немного рассуждений. Многие сейчас начинают строить именно парусники: во-первых, стали доступными киты в магазинах, во-вторых, в газетных киосках вслед за «железным» Бисмарком появился деревянный и парусный «Иоанн Креститель». М-да...
Так вот, как ни странно, именно тот элемент, из-за которого и строятся такие модели, и может оказаться «убийцей» модели. Достаточно подойти к этому легко и не думая, и, неплохая, в общем и целом, модель будет смотреться как игрушка. Обратите внимание на картинку «Иоанна» на обложке. Парус - просто полосатая тряпочка с оверлогом по периметру нитью контрастного цвета. Этакое потакание изготовителя кичевому вкусу невзыскательного потребителя. Живьём-то всё не так. А хочется, чтобы говорили: «Смотри, как живой!»
Итак, что советую (проверенное) для изготовления парусов. Первое: в наборах ткань, из которой выкроены паруса, довольно грубая, у некоторых ещё и редкая, грубого плетения. Про цветные я вообще молчу. И все эти паруса выглядят как простыня на просушке. Есть такая ткань - БАТИСТ называется. Выпускается в продажу разных весов - чем легче, тем тоньше. Употребляется для постельного белья, женских (пардон) ночных сорочек и прочих изделий подобного рода. При этом плетение достаточно плотное. Рекомендую просто порыться дома в бельевом ящике. Старый комплект белья для вас будет хорошей находкой, потому что батист будет истончен от постоянных стирок. Подарите жене, матери (а, в конце концов, себе) новый комплект и выцыганьте старый. Одной простыни вам хватит... на много кораблей. Чертёж парусов у вас должен быть. С него делаете бумажные выкройки в вашем масштабе. Ткань хорошо полоскаете в несильно горячей воде, чтобы удалить остатки крахмала, пропиток, стиральных порошков, и сушите, а затем гладите.
Дальше решаем вопрос с цветом. Белых парусов вообще-то не бывает. Парусина сама по себе не белая, чуть кремовая, да и в процессе эксплуатации она соприкасается со смолёным, пардон, тированым такелажем, с не менее смолёным рангоутом, ну, и мнется заскорузлыми руками матросов, которые тоже не в резиновых перчатках. Нынешние синтетические дакроны, дедероны, терилены, конечно, белее, да и судовладелец может захотеть коричневые, алые или ярко (бледно) зелёные паруса.
Мы рассматриваем простые паруса. Белоснежные они только на фоне аквамарина. Поэтому батист подкрашиваем. Завариваем чёрный чай и погружаем в него заготовку на все паруса для модели. Необходимо предварительно сделать пробу на маленьких лоскутах. Если цвет очень интенсивный - разводим водой до удовлетворяющей консистенции. Заготовка должна быть ровно окрашена. Можно использовать и кофе. Сушим и гладим. По шаблонам очерчиваете парус и делаете припуск по каждой стороне 10 мм. Вырезаете и делаете по каждой стороне двойной подгиб. Заглаживаете утюгом и намётываете ниткой. Швейную машинку настраиваете на самый масенький стежок и заряжаете самой тонкой ниткой подходящего цвета. И прострачиваете этот подгиб. Есть такая дешевенькая машинка «Мини-Ягуар»... Это я на тот случай, если дома у вас нет машинки и пристроиться не к кому. Можно и на руках подрубить (операция подгиба кромки так называется, помнится любая домохозяйка делать умела), да уж очень нудно это. А обрабатывать кромку надо обязательно.
После этого берём бумажную выкройку и карандашиком прочерчиваем швы, по которым сшиты полотнища, и полосы риф-сезней или бонетов, если они есть, разумеется. А если их нет, то и бог с ними. Накладываем выкройку на подрубленный парус, закрепляем, и в таком виде через бумагу прострачиваем швы. Некоторые подкладывают бумагу и с другой стороны. Это делается для того, чтобы шов не стягивался и не морщинил ткань. Бумага потом легко разрывается по прострочке и удаляется. Напоминаю - стежок самый маленький, нитка самая тонкая. НЕ СИНТЕТИКА.
Дальше мы должны обшить парус лик-тросом по всему периметру. Должен он быть заметно толстым, рельефно скрученным. Да, очень рекомендую иметь под рукой книжку кого-нибудь из корифеев: Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда. У них всё хорошо расписано для разных времен и народов. Картинки в пояснениях не нуждаются. А мелкие подробности этих процедур я вам и рассказываю.
Лик-трос я рекомендую делать следующим образом. Прежде всего он не должен лежать НА парусе ни спереди ни сзади. Он пришивается (!) к кромке паруса в торец. Я рекомендую делать это так: натянуть нитку, из которой вы решили делать лик-трос между двумя штырями, парус по кромочке смазать ПВА, приложить к нитке снизу и сразу пришивать. Ну, хорошо и удобно для этого отрастить еще третью и четвёртую руки, а если такой возможности нет - используйте прищепки. Можно бельевые, есть такие игрушечные, мааасенькие. Или сами сделайте - две реечки, резиновое колечко и обломок зубочистки между ними. Стежок должен быть равномерным, через край и без больших пропусков. Лик-трос можно сделать более тёмным, но не контрастным. Вот на картинке «Иоанна» он сильно темный. Так проходим по каждой стороне, делая в углах петли (см. Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда) для подвязки блоков и других надобностей. Замкнуть лик-трос лучше всего на середине той стороны, которая пришнуровывается к рею, для треугольных парусов к - штагу. Там стык будет незаметен.
Теперь надо в парус вшить риф-сезни. По отстроченной полосе протаскиваются сквозь парус нитки, опять-таки немного отличающиеся по цвету от паруса, с шагом по чертежу и с обеих сторон ограничиваются узелками (кнопами), после чего обрезаются. Длина примерно 0,5 м (2 фута) с каждой стороны паруса. Маленькая проблема в том, что они должны свисать вниз по парусу, а на модели они торчат, как иголки у дикобраза. Издержки немасштабности материалов. Надо их намочить и, расправив вниз, пригрузить или пригладить.
Вот теперь, когда всё с парусом проделано, самое время подумать, в каком виде вы хотите оформить модель: в полном ходу, на стоянке, на подходе к стоянке... Ну, чтобы натурально получилось. На полном - значит паруса надуты, как можно более натурально; на стоянке подобраны, только не свёрнуты, потому что, свернув парус в трубочку, вы на модели и получите тряпочку, свёрнутую в трубочку, причём толще рея в два-три раза. Свёрнутый парус должен быть закрыт брезентовым чехлом и застегнут-затянут специальными ремешками. Подобранные наполовину паруса - ну, как будто мы на остатках хода к пристани подходим, вон ещё и кливер-стаксель не убраны. Или прошла команда «отдать якорь». От этого зависит, будем мы парус пропитывать или пропитка нам будет мешать.
Вот теперь самое время поговорить о пропитке. Конечно, пропитка лаком дает хорошую жесткость парусу, но... только один раз и любые изменения в процессе будут невозможны или очень затруднены. Пропитку можно выполнить цапонлаком, разведённым ПВА, даже лаком для волос, стянутым у жены. Я рекомендую старый, проверенный способ - сахарный сироп. Концентрация опять-таки проверяется на лоскуточках. Чем он хорош? Вот вы пропитали и высушили парус, поставили его на модель и видите, что-то не то... Как-то вот здесь бы вот этот уголок выпятить вот сюда, а вот этот... Берёте кисть с водичкой, мочите нужное место и выправляете туда, куда душа просит. С феном в руках. С лаком и ПВА все гораздо сложнее. Итак, парус подшиваем к рею (глядя на Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда), затем подвешиваем его горизонтально за все четыре угла, пропитываем, чем вы решили, и на него кладём мешочек с песком, или просто насыпаем песок через полиэтиленовую пленку, чтобы не прилип. Сушить можно естественным путем или феном (пылесосом), если уж не терпится с передней стороны, т.е. снизу. Получается этакое пузико, т.е. надутый парус. Вот в таком виде его можно ставить на модель, изображая, как она под всеми парусами...
Видел одно исполнение, которое мечтаю повторить: галера в полном ветру, с оторванным передним углом паруса и летящим по ветру блоком с обрывками шкота, и все флаги-вымпела полощущиеся по ветру... Красота, как живая!
Ну, вернёмся к нашей модели. Вот, кстати, про флаги-вымпела. Всё должно быть в меру и главное правильно. Те, которые вложены в набор, конечно, красиво напечатаны, но такие жёсткие, что в лучшем случае дают плоскую «дощечку» с рисуночком. Слава богу, сейчас есть термопереводка для компьютера. Рисуете (или кого просите), распечатываете, утюжком на тоненькую тряпочку переносите, затем в мокром виде заминаете до натурального вида и на свои места помещаете. Направление - в ту же сторону, куда парус надут. Тут есть одно коварство - если клеите к флаг-фалу, он может при высыхании развернуть флаг, куда ему вздумается. Поэтому либо сначала флаг приклеить (пришнуровать) к фалу, дать ему свободно раскрутиться и только потом ставить на модель, либо сделать на модели флаг-фал жёстким как проволока (пропитать).
Я предпочитаю делать парус полусобранным, подобранным, а для этого пропитка не нужна. Парус должен быть мягким. Пришнуровываем к рею, ставим рей на место, как положено через раксы. Всё должно быть подвижным, не фиксированным. Ставим на модели ВСЕ блоки на парусе, проводим максимально весь бегучий такелаж: брасы, шкоты, фалы, гордени, бык-гордени и что там еще... И, подтягивая натурально, через блоки, парус не спеша подбираем к рею. При этом парус всё время оттягиваем вниз, ну, парусина ведь тяжёлая, так, чтобы было естественно. Углы почти к рею, затем эдакими воланами к середине, где висит «пузико». Флаги-вымпелы должны свисать естественным образом вниз - ветра уже нет, потому и останавливаемся. Кормовой, гюйс и вымпелы - набор на стоянке. Кстати, для модели «на ходу» весь бегучий такелаж показывать тоже обязательно. Вот именно поэтому многие предпочитают строить модель без парусов.
Можно многое не делать. А кое-кто вообще и без мачт, так, обломки из палубы торчат. Тогда и стоячий такелаж можно не делать. А можно и обшивку подводной части проигнорировать... Но тогда надо все шпангоуты показывать и всё в трюме... Шутка. Такая модель называется «адмиралтейской» и построить её сложнее, потому что надо даже шпангоуты выполнять из частей.
Но мы не о том. А о парусах. Ну, собственно, всё. На парусах еще должно быть много всякой всячины: всевозможные ушки-петельки, шнурочки, люверсы и т.д. На более древних кораблях паруса были составными - могли бонеты пришнуровываться. Всё это должно быть у вас на чертеже. Или опять-таки у Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда. Не забывайте о них.
Вот два способа изготовления парусов для моделей в масштабах до 1:200. Дальше уже мелко становиться для прострачивания. А потому там возможно изготавливать паруса по другой методике. Она же годится для начинающих, ну, и ленивых. Способ этот намного проще. Кусок подходящей ткани, того же батиста, пропитывается цапонлаком (конечно, после тонирования), вырезаются заготовки парусов и, твёрдым, остро заточенным карандашом прочерчиваются швы. Затем берем паяльник 40-70 ватт, зачищаем жало (всё!) до меди и затачиваем острие с последующей обработкой мелкой наждачкой. Подготавливаем мешочек из плотной ткани, туго набиваем песком, или такую же ткань складываем несколько раз и, разогретым паяльником, острым жалом, на этом мешочке по парусу с лицевой стороны проходим с нажимом по швам. Образуются острые складочки. Переворачиваем парус и спинкой жала формируем между складками полукруглые желобки. Такой вот, «надутый» парус. Остается приклеить лик-трос, пришнуровать рей, ну, и дальше по сборке модели. Многие употребляют этот способ для крупных масштабов. Наносят швы и карандашом, и краской, и выдёргиванием нитки, и передёргиванием нитки с подкрашиванием, и прошивку контрастной ниткой... Всё это смотрится ненатурально... Самое лучшее, если масштаб позволяет - прострочка.
Теперь вопрос с рисунками на парусах и флагах. Термопереводка для компьютера позволяет делать очень мелкие, яркие и качественные рисунки. В качестве примера приходилось делать кормовой Георгиевский флаг в 1:100. И Святого Георгия можно было запросто отличить от змия... Перевод может осуществляться для всего изображения и можно покорпеть и обрезать рисунок по контуру или с небольшим припуском. Обрезанный рисунок даст некоторую жёсткость ТОЛЬКО под рисунком, а если вы переведете рисунок «квадратиком», то весь квадратик и будет жёстким. Но это не так страшно. При намачивании флаг можно замять, заформовать и связать ниткой в этом состоянии на некоторое время. На парус рисунок надо переводить до пропитки, но после покраски. Вот с рисунком лучше не рисковать с пропиткой лаком. Может растворить краску. Поэтому рулит сахарный сироп.
Все, в общем. С наработкой опыта вы захотите усложнять паруса, а там есть куда усложняться. Почитаете - увидите. Я дал вам общую технологию изготовления парусов.
Немного иллюстраций, правда, готового, а не в процессе. К сожалению. Паруса на шхуне сделаны в соответствии с пожеланием заказчика.
В. Борис, расскажите, пожалуйста, об изготовлении винтов и копировании деталей.
О. Мы здесь о парусах потому есть смысл привести высказывание большого мастера, к сожалению ушедшего, Льва Ильича Алёшина:
Говорит судья международной категории Лев Ильич Алёшин:
«Буквализм в судомоделизме может и мешать. К примеру, паруса. Иной раз жалко ими всю «ювелирку» загораживать! Если же ставишь парус, то надо помнить: это не носовой платок, это движитель. До 400 кг в сухом виде! Представляете, какие весовые утяжки. Паруса ведь никогда не надуваются полностью. У них образуется даже отрицательная кривизна наверху, а всё вздутие снизу. Я всегда спрашиваю автора: откуда ветерок дует? Что ты всё тряпьё вывесил?! А нужны они сейчас? Каким курсом у тебя корабль идёт? Какие паруса стоят? Мало кто это знает. Увидели картину, так и делают. Для меня картина не документ. Айвазовский хорошо писал море, но корабля он не знал. Айвазовский писал идеал, в реальности всё не так».
Я могу только присоединится и всем желающим привести фотографии современных парусников с надутыми парусами сказать: ребята, материалы нынче совсем другие и вес, и поведение их другое. СОВРЕМЕННОЕ. Все эти дакроны-терилены и прочие имеют вес намного меньше. Они эластичнее. Картины старинные - тоже не доказательство. Художник - он так видит. Всегда при среднем и малом ветре парус имеет пузо в нижней части и плоскую поверхность вверху около рея. Цифру увидели? 400 кг сухого веса.
Кстати и подобранный парус естественно всегда имеет провисание в средней нижней части. А собранный парус показывать тоже не просто. Реальный парус не просто привязывают к рею. И не наматывают, упаси Бог. Он максимально утягивается в специальный чехол, затягивается ремешками и завязками и только в таком виде привязывается к рею.
Ну, вот так. Не делайте «простыней»!
В. Как передать веерообразные деформации парусины в шкотовых углах прямых парусов? Если их вообще надо делать на модели.
О. Я стараюсь выполнять прямые паруса в процессе уборки, ну полусобранными, а потому шкотовые углы выглядят соответственно. Мне кажется, что эти деформации никто не старается соблюсти. Но ежели есть такое желание, то надо искать средство. Главное правило моделиста.
|
Онлайн-калькулятор
для расчёта диаметров такелажа
Онлайн-калькулятор
для расчёта размеров рангоута
кораблей Российского флота
Напишите мне письмо...
Вступайте в нашу группу
|